Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.):

- устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею.

- зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания.

- устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды,

- устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы,

- устанавливает экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуата­ции предприятий.

- важнейший раздел Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов.

Отдельные разделы Закона посвящены:

- чрезвычайным экологическим ситуациям;

- особо охраняемым территориям и объектам;

- принципам экологического контроля;

- экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям;

- разрешению споров в области охраны окружающей природной среды;

- ответственности за экологические правонарушения;

- порядку возмещения причиненного вреда.

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.):

- в соответствии с ним введено санитарное законодательство, включающее этот Закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Другие законодательные акты в области охраны окружающей среды:

- Водный кодекс РФ (1995 г.),

- Земельный кодекс РФ (2001 г.),

- ФЗ: «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.),

- ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.),

- ФЗ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.),

- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.)

- Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.)

- санитарные правила и нормы (СанПиНы), выполнение которых обеспечивает необходимое качество природных компонентов (воз­духа, воды, почв);

- СНиПы, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий;

- документы Федерального горного и промышленного надзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр;

- общефедеральные нормативные документы Министерства природных ресурсов РФ (МПР России), устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых кон­центраций в них загрязняющих веществ и т.д.

- Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы»государственные стандарты.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду раз­личных загрязнителей.

Система стандартов «Охрана природы»:

- ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

- ГОСТ 17.2.3.01 — 86 формулирует правила контроля качества воз­духа населенных пунктов.

- ГОСТ 17.1.3.07 — 82 и Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения № 4630—88 уста­навливают правила контроля воды водоемов и водотоков.

- ГОСТ 17.1.3.08-82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной (ПДВ).

Применительно к промышленным предприятиям правила установления предельно допустимых выбросов (ПДВ) определены ГОСТ 17.2.3.02—78.

Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя:

- отраслевые стандарты (ОСТы),

- разного рода руководящие документы, положения и т.д.

Эти нормативы представляют собой технические правила. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Президентом РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации их в Минюсте РФ.

В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды:

Действующей структурой органов управления предусматриваются органы общей и специальной компетенции.

- К государственным органам общей компетенции относятся: Пре­зидент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Феде­рации, муниципальные органы.

- К государственным органам специальной компетенции относится МПР России, МЧС России, ФТС.

- Министерство природных ресурсов и экологии РФ

- Федеральное агентство водных ресурсов

- Федеральное агентство по недропользованию

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

МЧС России принадлежит большая роль:

- в предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф

Министерство здравоохранения и социального развития России (одна из функций которого — проведение санитарно-эпидемиологического надзора)

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз):

- Федеральное агентство лесного хозяйства

- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

ФТС РФ:

- предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура.

В ряде субъектов Федерации имеется экологическая милиция.

На объектах охраной окружающей среды занимаются:

- специальные организационные службы (например, службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий)

- или одна из служб или отделов (например, служба главного механика, отдел главного энергетика).

Общественный контроль за охраной окружающей среды проводится профсоюзными организациями.

Организационные формы экологического движения:

- добровольные общества (Всероссийское общество охраны природы, Союз научно-технических обществ и т.д.)

- союзы (Экологический союз, Социально экологический союз, Центр экологических проектов и т.д.)

- фонды (Экологический фонд, Фонд Байкала, Молодежный экологический фонд и т.п.)

- самостятельные организации (клубы, патрули и т.п.)

- Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, фор­мирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономи­ческого и воспитательного воздействия.

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер.

Кризисное управление в ЧС: система гражданской обороны и система РСЧС

В 1932 году была создана общесоюзная система местной противовоздушной обороны СССР (МПВО).

В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО) СССР. Действует в соответствии с «Положением о ГО СССР (РФ)» и Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

1990 г. – образование российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РФ и одновременно формирование едино государственно-общественной систем прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

1991 г. – Государственный комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий чрезвычайных ситуациях (РС ЧС).

1994 г. – Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).

В 1995 году утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В настоящее время идет процесс слияния этих систем. В скором времени будет создана единая государственная система защиты населения и территорий под общим названием «Российская система гражданской защиты (РСГЗ)»

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ)

Гражданская оборона (ГО):

– система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (согласно изменениям 2007 года).

Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона России является составной частью общей государственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время.

Основными задачами в области гражданской обороны являются (гл.1, ст.1):

- обучение населения в области гражданской обороны;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной (гл.4, ст.11)

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Уполномоченный по ГО РФ (раньше - Начальник гражданской обороны РФ) – Председатель Правительства РФ. Первым заместитель уполномоченного по ГО (зам. начальника ГО РФ) – Министр по чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они являются по должности уполномоченными (начальниками) по гражданской обороне.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

Уполномоченные по гражданской обороне всех степеней несут персональную ответственность:

- за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения,

- создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО,

- за подготовку и обучение населения и персонала ОЭ действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной (гл.4, ст.12-13)

Полномочия органов государственной власти РФ в области ГО (гл. 2):

Полномочия Президента Российской Федерации (ст.5);

Полномочия Правительства Российской Федерации (ст.6)

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны (ст.7)

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций (гл 3):

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны (ст.8)

Полномочия организаций в области гражданской обороны (ст.9)

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны (ст.10).

Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения (гл.6, ст.18)

Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО (Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782 в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.12.2004 N 724, от 01.02.2005 N 49 с Приложением к нему).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи, уровни, подсистемы, силы и средства, режимы функционирования

функционирует в соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ)

РСЧС – государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Предназначена:

- во-первых, для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время,

- во-вторых, в случае их возникновения для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

Основные задачи РСЧС (гл.1, ст.4)

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

1. Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

6. Организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

7. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

8. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

11. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

12. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

13. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Имеет пять уровней:

- федеральный (вся территория Российской Федерации): управление – гос. органы исполнительной власти, силы – федерального центра, средства – федерального бюджета),

- межрегиональный (территория субъекта Российской Федерации) – силы Фед. округа, средства субъекта РФ, орган управления – Фед. округа),

- территориальный (межмуниципальный): управление – органы испол. власти субъекта РФ, силы – субъекта РФ, средства – бюджет субъекта РФ),

- муниципальный: управление и силы – органы местного самоуправления,, средства – муниципального бюджета),

- местный (локальный): управление – руководство предприятия, собственными силами и средствами)

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на:

- силы и средства наблюдения и контроля (органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей);

- силы и средства ликвидации последствий ЧС (военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно восстановительные формирования федеральных и других организаций; военизированные противоградовые и противолавинные служб Росгидромета и т.п.).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. П овседневной деятельности (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпи­демий);

2. П овышенной готовности (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возмож­ности возникновения ЧС);

3. Ч резвычайный (при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.2):

- Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.3):

- Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

- Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (гл.4)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В последние десятилетия во всем мире интенсивно развивается научно-практическое направление «медицина катастроф», связанное с оказанием экстренной медицинской помощи (ЭМП) одновременно большому числу пораженных. Медицина катастроф является составной частью системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях.

Опыт мирового сообщества по управлению экстренными медицинскими силами ЧС, организации федерального и регионального уровней управления и их взаимодействия представляет значительный интерес.

Системы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации стали создаваться в различных странах после ряда крупных химических аварий (г. Бхопал, Индия, 1984 г.; г. Сезево, Италия, 1975 г.; г. Аббистед, Великобритания, 1984 г. и др.). В США со второй половины 80-х гг. Агентство окружающей среды ведет интенсивную работу по созданию системы быстрого реагирования при химических авариях.

Изучение зарубежного опыта показывает, что для каждой страны характерны свои особенности в создании систем защиты и спасения населения при ЧС. И хотя большинство авторов отмечает, что лучших результатов можно достичь при централизованном руководстве, опыт Франции свидетельствует об обратном.

Учитывая накопленный опыт по ликвидации медицинских последствий аварий и катастроф, специалисты на первый план выдвигают профессиональную подготовку кадров, заблаговременное проведение мероприятий по обеспечению материально-технической базы, связь и взаимодействие различных аварийно-спасательных служб, а также международное сотрудничество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: