double arrow

Динамика международного туризма во второй половине XX в


Пространственная картина международного туризма

Бурный рост международного туризма в мире в последние десятилетия – одно из самых впечатляющих явлений на нашей планете. Неуклонно, несмотря на многочисленные природные, экономические и политические катаклизмы, потрясающие мир и его отдельные регионы, в мире, вплоть до 11 сентября 2001 г., продолжался неуклонный рост числа туристов, пересекавших границы разных государств. Так, если в 1995 г. эти границы пересекли свыше 0,5 млрд. туристов, что вдвое превышало этот показатель 20-летней давности, то в 1998 г. число их составило уже 625 млн., а в 2000 году – 698 млн. чел. Только за вторую половину XX века численность международных туристов увеличилась в мире в 24 раза, а поступление денежных средств от этого вида услуг – в 300 раз.

Динамика развития международного туризма хорошо прослежи­вается по данным таблицы 1.

Таблица 1.

Годы Млн. чел. Годы Млн. чел.
1950 1980
1955 1985
1960 1990
1965 1995
1970 2000
1975 2005

Распространение современного международного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью. В самом общем виде она отражает разные условия социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Согласно расчетам специалистов, на постиндустриальные страны приходится около 60% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – около 28%, на страны с переходной экономикой – 12-13%. За основу регионального анализа международного туризма лучше всего принять членение мира на туристские макрорегионы, предложенное специалистами ВТО, выделившими пять таких регионов:




1. Европейский (все страны Европы, страны бывшего СССР + Турция, Кипр и Израиль.

2. Американский (все страны Северной и Латинской Америки).

3. Азиатско-Тихоокеанский (все страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания) и Южноазиатский (страны Южной Азии).

4. Ближневосточный (страны Юго-Западной Азии + Египет и Ливия).

5. Африканский (все страны Африки за исключением Египта и Ливии).

Для всех шести туристских макрорегионов мира характерна поступательная динамика развития, не обнаруживающая на протяжении последних десятилетий ни одного сильного «сбоя». И, тем не менее, темпы роста прибытий и доходов от туризма в перечисленных макрорегионах не были одинаковыми. Если в 1970 г. в мире было только два крупных туристских макрорегиона – Европа и Северная Америка, которые принимали 94% всех международных туристов, то сегодня к ним добавился третий, Азиатско-Тихоокеанский регион, где темпы роста туристских потоков оказались наиболее высокими. На три указанных выше макрорегиона приходится более 90% всех мировых туристских прибытий и 95% всех денежных поступлений от международного туризма.



В 2001 году география приема интуристов по регионам мира выглядела следующим образом:

1. Европа – 402,5 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 0,7%).

2. Америка – 128,5 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 6,0%).

3. Азиатско-Тихоокеанский регион – 109,2 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 5,5%).

4. Африка – 27,2 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 4,3%),

5. Ближний Восток – 23,2 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 2,5%).

6. Южная Азия – 6,1 млн. прибытий (рост к 2000 г. – 4,5%).

Несмотря на некоторое сокращение доли, главным туристским регионом мира остается Западная Европа. Это объясняется, с одной стороны, наличием здесь самых разнообразных природных и культурно-исторических рекреационных ресурсов, а с другой – действием ряда социально-экономических и инфраструктурных факторов, таких как высокий уровень жизни, урбанизированность, транспортная подвижность, уровень развития транспортной сети. Очень важен для Европы и фактор географического положения, так как все страны компактны и расположены близко друг к другу.

Статистика ВТО позволяет также выявить роль, которую играют в европейском туризме отдельные субрегионы. Первое место занимает Западная Европа, от которой по числу прибытий туристов и поступлениям от туризма немного отстает Южная Европа. На эти субрегионы приходится 2/3 всех прибытий туристов в Европу. Третье место по туристским прибытиям (1/5 всех европейских) занимает Центрально-Восточная Европа, уступающая, однако в поступлениях от туризма Северной Европе. И замыкает список субрегион Восточного Средиземноморья.



Американский макрорегион по масштабам международного туризма уступает только Европейскому. В последнее время он стал терять свою привлекательность и ему «наступает на пятки» Азиатско-Тихоокеанский регион. В Америке, как и в Европе, преобладает внутрирегиональный туризм (почти 3/4 всех прибытий), а главными центрами притяжения туристов были и остаются три страны Северной Америки – США, Канада и Мексика. При этом отмечается сильное доминирование США. Немногим более 1/4 всех международных туристов, посещающих Америку, приезжает из других регионов мира. В первую очередь к ним относятся Европа и Азия, а из отдельных стран – Великобритания и Япония.

Второе место Америки связано с высоким уровнем жизни североамериканцев, отличными коммуникациями и высокой степенью моторизации людей, высокоразвитой туристской инфраструктурой, обилием природных достопримечательностей, а также отсутствием языкового барьера между США и Канадой; тягой северян к теплым морским курортам США и Мексики и т. д. Отодвинуть же с первого места Европу и занять его Северной Америке препятствовало пока большое удаление ее от других регионов мира; малое число стран в Северной Америке (3), сравнительно меньшая, по сравнению с Европой, насыщенность культурно-историческими памятниками.

Среди туристских субрегионов Америки особое место занимает Карибский бассейн. Развитию туризма здесь способствуют тропический климат с мягкой зимой, богатая растительность, обилие хороших пляжей, наличие большого количества достопримечательностей, а также соседство с США. Карибское Средиземноморье стало наиболее специализированным туристским районом всего мира. Ежегодно он принимает не менее 15-20 млн. туристов, а доля доходов от туризма в его ВВП в среднем составляет 30-40%. В наши дни в этом бассейне концентрируется 3/4 всех морских круизов мира.

Азиатско-Тихоокеанский регион – самый бурно развивающийся туристский макрорегион мира, в котором число международных туристов за последние 30 лет увеличилось в 17 раз, а доходы от этой отрасли выросли в 75 раз! Такой скачок АТР в области туристского бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки, успехами индустрии туризма. В этом макрорегионе также преобладает внутрирегиональный туризм (около 4/5), а из отдельных его субрегионов ведущее место принадлежит Восточной Азии – в первую очередь благодаря Японии, Китаю, Республике Корея и Тайваню. На втором месте находится Юго-Восточная Азия (особенно Малайзия и Сингапур), тогда как роль Австралии и Океании пока еще невелика.

Африка, несмотря на заметное ускорение темпов роста международного туризма, все еще остается в числе аутсайдеров международного туризма. Это объясняется социально-экономической отсталостью африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и туристской инфраструктуры, политической нестабильностью и широким распространением ряда опасных инфекционных заболеваний. Здесь туристов, прибывающих в основном из Европы, чаще всего интересуют некоторые страны Северной (Тунис, Марокко), Западной (Мавритания, Сенегал), Восточной (Танзания и Кения) и Южной (Зимбабве, ЮАР) Африки. Внутрирегиональные потоки в Африке большого развития не получили.

Пока еще сильно отстает в предоставлении туристских услуг и район Ближнего Востока. Большое развитие получило лишь паломничество и начинающий свое становление шоппинг. Развитию туризма в регионе в большей степени мешает политическая нестабильность, постоянные вспышки экстремизма, войны, конфликты. На Ближнем Востоке развитие получил как межрегиональный, так и внутрирегиональный туризм. Основными принимающими странами являются Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт.

На последнем месте среди макрорегионов мира находится Южная Азия, в которой более половины всех иностранных туристов принимает Индия. Развивается туризм и в других странах региона – Непале, Шри-Ланке, Бутане, Мальдивах. Такой рейтинг туристских макрорегионов во многом предопределяет и участие в международном туризме отдельных стран (табл. 2).

Таблица 2.







Сейчас читают про: