Интенсивность передвижений количественно выражается подвижностью населения. В общем случае подвижность – это количество передвижений, приходящихся на одного человека из рассматриваемой группы людей за расчетный промежуток времени (как правило, год).
Различают несколько видов подвижности:
1) потенциальная – соответствует запросу населения на передвижение. В силу влияния многих факторов определить потенциальную подвижность расчетным путем нельзя.
2) реализуемая – фактическая подвижность, реализуемая в конкретных условиях места и времени.
3) абсолютная – число передвижений в год на одного человека из определенной группы населения.
4) общую – количество передвижений всеми группами населения, отнесенное к числу жителей, проживающих в рассматриваемом регионе. Передвижения в населенных пунктах могут осуществляться пешком, на транспорте общего пользования и индивидуальном, поэтому общую подвижность делят на пешеходную и транспортную
5) пешеходную – число пеших передвижений, приходящихся на одного жителя.
6) транспортную – количество передвижений с использованием транспортных средств, приходящихся на одного жителя.
Рассчитывают следующие коэффициенты подвижности:
- общетранспортный = пассажирооборот/численность населения
- транспортный = объем пассажирских перевозок/численность населения
В конкретных исторических условиях существуют определенные факторы, влияющие на формирование показателей передвижения населения, приводящие к его росту или снижению:
- Изменение территориального размещения населенного пункта.
- Изменение стоимости проезда.
- Колебания доступности сообщений.
Корреспонденции населения классифицируются по целому ряду признаков:
- демографические
- социальные
- профессиональны
- образовательные
- прочие
Фактическая подвижность населения имеет большую колеблемость, учитывающую специфику природных, социальных, и трудовых особенностей.
В качестве обобщающего фактора при оценке транспортной подвижности принимается численность населения. Этот параметр наиболее четко поддается определению в отличии от социально-экономических факторов.
Практически транспортную подвижность устанавливают на основании обработки отчетно-статистических данных и данных обследований с учетом перспективного роста и фактических данных о подвижности населения городов и населенных пунктов, социальному составу населения, географическому положению, планировочной структуре и уровню обслуживания.
Расчетная транспортная подвижность определяется с учетом социального состава населения и распределения корреспонденций по целям. Все передвижения во многом зависят от социального состава населения. Обычно выделяются следующие группы:
1) трудящиеся градообразующих предприятия: рабочие и служащие заводов, фабрик, морских и речных портов, железнодорожных узлов, автотранспортных объединений и т.д.
2) Трудящиеся обслуживающих предприятий: рабочие и служащие жилищно - коммунальных и торговых предприятий, культурно-бытовых центров.
3) учащиеся вузов, техникумов и проф тех училищ,
4) несамостоятельное население: дети дошкольного и школьного возраста. Пенсионеры, домохозяйки и инвалиды.
Ориентировочно удельный вес различных социальных групп можно структурировать:
- рабочие и служащие -50%, из которых 30% - трудящиеся градообразующих предприятий.
- учащиеся – 5%,
- несамостоятельное население – 45%.
В зависимости от целей передвижения поездки бывают: трудовые, деловые и культурно-бытовые.
Трудовые – передвижения рабочих и служащих от мест жительства до места труда и обратно, а также передвижения учащихся до учебы и назад. Огни наиболее устойчивы и мало изменяются по величине.
В транспортных расчетах важно знать распределение и концентрацию передвижений во времени, потому что именно трудовые передвижения создают пиковые нагрузки.
Деловые передвижения – передвижения рабочих и служащих в течение рабочего дня по производственным нуждам. Эти передвижения составляют незначительную часть общего числа передвижений.
Культурно-бытовые – принято считать все передвижения населения, которые не связаны с выполнением служебных и ученических обязанностей. На такие передвижения приходится значительная доля в объеме транспортной работы. Эти передвижения, в отличии от трудовых и деловых, практически не поддаются расчетам. Они могут быть определены ориентировочно на основе анализа результатов обследования пассажиропотоков и определяются раздельно по каждой общественной группе населения.
Зная общее число транспортных передвижений в год, легко установить транспортную подвижность. Транспортная подвижность и выбор того или иного вида транспорта во многом зависит от времени передвижения. Общее время, затрачиваемое пассажиром при пользовании транспортом, определяется как сумма четырех составляющих:
1) время подхода к остановке,
2) время ожидания транспорта,
3) время поездки,
4) время хода от остановки до объекта тяготения.
Мероприятия по сокращению общего времени передвижения должны быть направлены на уменьшение всех четырех составляющих передвижения.