double arrow

Транспортная подвижность.

Интенсивность передвижений количественно выражается подвижностью населения. В общем случае подвижность – это количество передвижений, приходящихся на одного человека из рассматриваемой группы людей за расчетный промежуток времени (как правило, год).

Различают несколько видов подвижности:

1) потенциальная – соответствует запросу населения на передвижение. В силу влияния многих факторов определить потенциальную подвижность расчетным путем нельзя.

2) реализуемая – фактическая подвижность, реализуемая в конкретных условиях места и времени.

3) абсолютная – число передвижений в год на одного человека из определенной группы населения.

4) общую – количество передвижений всеми группами населения, отнесенное к числу жителей, проживающих в рассматриваемом регионе. Передвижения в населенных пунктах могут осуществляться пешком, на транспорте общего пользования и индивидуальном, поэтому общую подвижность делят на пешеходную и транспортную

5) пешеходную – число пеших передвижений, приходящихся на одного жителя.

6) транспортную – количество передвижений с использованием транспортных средств, приходящихся на одного жителя.

Рассчитывают следующие коэффициенты подвижности:

- общетранспортный = пассажирооборот/численность населения

- транспортный = объем пассажирских перевозок/численность населения

В конкретных исторических условиях существуют определенные факторы, влияющие на формирование показателей передвижения населения, приводящие к его росту или снижению:

- Изменение территориального размещения населенного пункта.

- Изменение стоимости проезда.

- Колебания доступности сообщений.

Корреспонденции населения классифицируются по целому ряду признаков:

- демографические

- социальные

- профессиональны

- образовательные

- прочие

Фактическая подвижность населения имеет большую колеблемость, учитывающую специфику природных, социальных, и трудовых особенностей.

В качестве обобщающего фактора при оценке транспортной подвижности принимается численность населения. Этот параметр наиболее четко поддается определению в отличии от социально-экономических факторов.

Практически транспортную подвижность устанавливают на основании обработки отчетно-статистических данных и данных обследований с учетом перспективного роста и фактических данных о подвижности населения городов и населенных пунктов, социальному составу населения, географическому положению, планировочной структуре и уровню обслуживания.

Расчетная транспортная подвижность определяется с учетом социального состава населения и распределения корреспонденций по целям. Все передвижения во многом зависят от социального состава населения. Обычно выделяются следующие группы:

1) трудящиеся градообразующих предприятия: рабочие и служащие заводов, фабрик, морских и речных портов, железнодорожных узлов, автотранспортных объединений и т.д.

2) Трудящиеся обслуживающих предприятий: рабочие и служащие жилищно - коммунальных и торговых предприятий, культурно-бытовых центров.

3) учащиеся вузов, техникумов и проф тех училищ,

4) несамостоятельное население: дети дошкольного и школьного возраста. Пенсионеры, домохозяйки и инвалиды.

Ориентировочно удельный вес различных социальных групп можно структурировать:

- рабочие и служащие -50%, из которых 30% - трудящиеся градообразующих предприятий.

- учащиеся – 5%,

- несамостоятельное население – 45%.

В зависимости от целей передвижения поездки бывают: трудовые, деловые и культурно-бытовые.

Трудовые – передвижения рабочих и служащих от мест жительства до места труда и обратно, а также передвижения учащихся до учебы и назад. Огни наиболее устойчивы и мало изменяются по величине.

В транспортных расчетах важно знать распределение и концентрацию передвижений во времени, потому что именно трудовые передвижения создают пиковые нагрузки.

Деловые передвижения – передвижения рабочих и служащих в течение рабочего дня по производственным нуждам. Эти передвижения составляют незначительную часть общего числа передвижений.

Культурно-бытовые – принято считать все передвижения населения, которые не связаны с выполнением служебных и ученических обязанностей. На такие передвижения приходится значительная доля в объеме транспортной работы. Эти передвижения, в отличии от трудовых и деловых, практически не поддаются расчетам. Они могут быть определены ориентировочно на основе анализа результатов обследования пассажиропотоков и определяются раздельно по каждой общественной группе населения.

Зная общее число транспортных передвижений в год, легко установить транспортную подвижность. Транспортная подвижность и выбор того или иного вида транспорта во многом зависит от времени передвижения. Общее время, затрачиваемое пассажиром при пользовании транспортом, определяется как сумма четырех составляющих:

1) время подхода к остановке,

2) время ожидания транспорта,

3) время поездки,

4) время хода от остановки до объекта тяготения.

Мероприятия по сокращению общего времени передвижения должны быть направлены на уменьшение всех четырех составляющих передвижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: