1.1. Периодизация психосексуального развития личности З. Фрейда
1.2. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
1.3. Периодизация развития личности Д. Б. Эльконина
1.1. Периодизация психосексуального развития личности З. Фрейда
З.Фрейд выделяет 4 стадии психосексуального развития. В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующей от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. На каждой стадии развития определенный участок тела стремиться к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. З.Фрейд сделал основной акцент на биологических факторах, т.е. все стадии тесно связаны с эрогенными зонами – чувствительные участки тела, которые функционируют как выражение побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.
Оральная стадия (от 0 до 1 года); анальная стадия (от 1 года до 3 лет); ф аллическая стадия (от 3 до 6 лет); латентный период (от 6 до 12 лет; генитальная стадия (половое созревание).
|
|
1.2. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:
Восемь стадий психосоциального развития по Э Эриксону
Возраст | Психосоциальный кризис | Сильная сторона |
Рождение- 1 год | Базальное доверие – базальное недоверие | Надежда |
1-3 год | Автономия - стыд | Сила воли |
3-6 лет | Инициативность - вина | Цель |
6-12 лет | Трудолюбие - неполноценность | Компетентность |
12-19 лет | Становление индивидуальности – ролевое смешение | Верность |
20-25 лет | Интимность - одиночество | Любовь |
26-64 года | Продуктивность - застой | Забота |
65 лет - смерть | Умиротворение - отчаяние | Мудрость |
1.3. Периодизация развития личности Д. Б. Эльконина
|
|
В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую схему периодизации:
Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину
Возраст | Ведущая деятельность | Тип деятельности |
Младенчество | Эмоциональное общение с матерью | Социальная |
Младший дошкольный (1-3 года) | Предметно-манипулятивная (освоение предметов культуры) | Культурная |
Старший дошкольный | Ролевая игра | Социальная |
Младший школьный | Учебная | Культурная |
Средний школьный | Интимно-личностная | Социальная |
Старший школьный | Учебно-профессиональная | Культурная |
17- 30 лет | Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья | Социальная |
30-40 лет | Самореализация и творчество | Культурная |
Больше 40 | Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых | Социальная |
Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по закону периодичности в детском развитии, по-новому объясняется содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.