Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину

Эпоха Стадия Ведущая деят-ть Сфера личности ССР Кризис
Раннее детство Младенческий возраст Эмоционально-непосредственное общение Мотивационно-потребностная МЫ кризисы мировоззрения
Ран. воз-ст Орудийно-предметная деят-ть Операционально-техническая ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый Противоречие: ориентация на физические свойства предметов; способы на стороне взрослого, а действия ребенок должен делать самостоятельно кризисы отношений (вслед за ними возникает ориентация в человеческих отнош-ях)
Детство Дошкольный Сюжетно-ролевая игра Мотивационно-потребностная ребенок выходит за пределы семьи и устанавливает отнош-я с миром взрослых. Идеальная форма – мир взрослых людей. Взрослый выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер). Противоречие ССР: ребенок не может жить вне общества, но потребность жить вместе с окружающими людьми осуществить невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. кризисы мировоззрения (открывают ориентацию в мире вещей)
Младший школьный Учебная деят-ть Операционально-техническая дифференциация отношений ребенок-взрослый (ребенок-учитель, ребенок-родитель) и ребенок-ровесник. Иерархические взаимоотнош-я: ребенок-учитель подчиняет себе другие отнош-я. Отнош-я ребенок-учитель становятся моделью отношений ребенка с обществом. Учитель как представитель государства воплощает закон, общий для всех. кризисы отношений
Отрочество Мл. подростковый Личностное общение Мотивационно-потребностная переход от детства к взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы окружающие признавали его самостоятельность и значимость (противоречие возраста). кризисы мировоззрения
Ст. подростковый Учебно-профессиональная деят-ть Операционально-техническая смена внутренней позиции, изменение отнош-я к будущему. Будущее становится главным измерением. Основная направленность личности – устремленность в будущее, выбор профессии, построение жизненных планов. Ситуация выбора, завершение или продолжение образования, вступление в трудовую жизнь. ССР – порог самост-ной жизни. кризисы отношений

Билет № 14 Проблема периодизации псих. разв-я в зарубежной и отечественной психологии. Критерии периодизации, их достоинства и недостатки. Особ-ти периодизации псих. разв-я (Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина)

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Существуют разные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по разному называются, различны возрастные границы, т.к их авторы заложили разные критерии. Критерии периодизации развития — наиболее информативные показатели, характеризующие специфику отдельных этапов развития.

1. критерий должен сохранятся в течении всей жизни; 2. должен быть наблюдаем; 3.должен быть обьективен

Выгодский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному или нескольким признакам детского развития.

I группа. для нее характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации созданные по биогенетическому принципу(согласно этой позиции, онтогенез представляет собой сокращенное повторение филогенеза). Следовательно, процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции исторического развития человечества. Они созданны не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со стуnенчатообразным построением других процессов развития.

Таковой, в частности, является известная периодизация Ст. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял:

1) стадию рытья и копания (0-5 лет); 2) стадию охоты и захвата (5-11 лет);

3) пастушескую стадию (8-12 лет); 4) земледельческую стадию (11-15 лет);

5) стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п.

Французский психолог Рене Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 1) раннее детство – 0-3 года; 2) дошкольный возраст – 3-6 лет; 3) начальное школьное образование – 6-9 лет; 4) стадия обучения в средней школе – 9-12 лет; 5) стадия получения общего образования – 12-15 лет; 6) стадия получения профессионального образования – 15-18 лет.

Р.Заззо считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих.

II группа во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренниии критерий. Этим критерием становится какая либо одна сторона развития, например: развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.

П.П. Блонский выбрал легко доступный наблюдению, связанный с субьективными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на 3 эпохи: беззубое детство (8 мес – 2-2,5 г); детство молочных зубов (до 6, 5 лет); детство постоянных зубов (до появ-я зубов мудрости)

В эту же группу Л.С.Выготский помещает периодизацию, предложенную В. Штерном, основанием которой является собственно психологический, а не биологический критерий – собственная активность человека. Так, к примеру, В. Штерн говорит о периоде, когда ребенок только играет, о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой деят-ти. В. Штерну же принадлежит и периодизация, в основание которой положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы грамматизации и т.д.

К этой же группе можно отнести и периодизацию З. Фрейда. Фрейд считал, что главным источником, двигателем человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Основанием периодизации является изменение зон, в которых находит удовлетворение биологических, сексуальных потребностей. З. Фрейд описывает следующие стадии развития личности:

1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны - в области рта; формы поведения - захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание;

2) анальная фаза (2-3-й годы жизни): эрогенные зоны - в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления;

3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения - исследование своих гениталий;

4) латентная фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет;

5) генитальная фаза (фаза половозрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Эти фазы соответствуют бесполому, нейтральному, двуполому и половому детству. З. Фрейд считал, что тип личности определяется тем, на какой стадии приостанавливается, «фиксируется» развитие индивида. Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считал фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывал 4 стадии развития: 1) предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями; 2) стадию предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами); 3) стадию конкретных операций; 4) стадию формальных операций.

Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии. Ж. Пиаже уделил основное внимание процессам интеллектуального развития, оставив фактически в стороне вопросы личностного развития ребенка. Но ведь уровень развития личности в значительной степени и зависит от уровня развития ее интеллектуального потенциала.

Периодизации основанные на одном признаке, субьективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

III Группа. Третью группу, по Л.С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Среди периодизаций, основанных на выделении существенных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э. Эриксона, которая по полноте и систематичности описания возрастных периодов превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, считает ученый, складывается из 3 взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: 1) соматического развития; 2) развития сознательного «Я»; 3) социального развития. Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития.

Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях. Эти психологические новообразования становятся центром психической жизни и поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и взрослого с социальным окружением с миром значимых для него людей, с социальными общностями, с миром труда, и с готовностью ребенка (взрослого) к тому или иному типу общения. Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 0 - 2 мес. Кризис новорожденности. Каждый период включает в себя три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую (кроме периода, новорожденности, который начинается сразу с кризиса); 2 мес. до 1 года -Младенчество; 1 год - Кризис 1года; 1 - 3 года Раннее детство; 3 года -Кризис 3 лет; 3 - 7 лет - Дошкольный возраст; 7 лет - Кризис 7 лет; 8 -12 лет -Школьный возраст; 13 лет -Кризис 13 лет; 14 - 17 лет Пубертатный возраст; 17 лет - Кризис - 17 лет.

Прежде всего, здесь ярко видна динамика детского развития: более короткие критические периоды сменяются более продолжительными периодами, которые называются стабильными (спокойными). В стабильные периоды происходит постепенное развитие психики и личностных качеств ребенка, постепенное накоплением знаний, умений, опыта.

Линию Л. С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин.В них используется 3 критерия:

· Соц ситуация развития (ССР)

· Ведущая деят-ть

· Центральное возрастное новообразование.

Периодизация Элькольнина – наиболее распространенная в отечественной психологии. Она лежит в основе характеристики возрастных периодов.

Эльконин особую роль в возрастной периодизации придавали ведущей деят-ти, определяющей возникновение психологических новообразований.

Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей Деят-ти, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологииЛ. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: - соц ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отнош-ях;

- основной (ведущий) тип деят-ти;

- основные новообразования развития;

- кризис.- это переломные точки в развитии отделяющие один возраст от другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: