Контрольные вопросы
1. Что является объектом изучения деловой этики?
2. На какие виды подразделяется деловая этика?
3. Перечислите важнейшие элементы деловой этики, формирующие сущность этики.
4. Что собой представляют общенравственные нормы профессиональной этики?
5. Перечислите и раскройте содержание частных этических принципов?
6. Дайте определение гедонизму.
Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы, существующие в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональная этика отражает особенности нравственного осознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.
Коротко и емко можно сказать, что каждая профессия имеет и свои заданные нормы и профессиональные этические законы – кодексы профессиональной морали.
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования этих кодексов.
Профессиональная этика изучает:
· специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
· нравственные качества личности специалистов, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
· взаимоотношения внутри профессионального коллектива (этические взаимоотношения внутри корпорации).
Таким образом, профессиональная этика конкретизирует общественные нормы относительно трудовой деятельности, с учетом специфики каждой профессии.
Основой возникновения феномена профессиональной этики является два фактора, тесно связанные с развитием человеческой цивилизации.
1. Осознание труда, как нравственной ценности.
2. Профессионализация трудовой деятельности человека.
1. Осознание труда, как нравственной ценности (в противоположность ветхозаветному отношению к труду, как к наказанию) впервые наиболее ярко проявилось в протестантских учениях. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства.
Протестантизм утверждает моральную ценность и даже святость профессионального труда, превращая все общие этико-профессиональные проблемы в проблемы профессиональной этики:
· Проблему морального выбора – в проблему выбора профессии или призвание.
· Проблему смысла жизни – в проблему смысла профессиональной деятельности.
· Мораль долга – в проблему долга профессионального.
Особенный упор делается на этико-психологический феномен профессионального призвания. Призвание в понимании М.Лютера – божественный промысел. Позже Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, историк, экономист определил призвание как такой строй мышления, при котором труд становится самоцелью. Но такое отношение к труду не является естественным свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как результат оплаты и т.п. Подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания и тесно связана с моралью. В определении призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии этический смысл: призвание одновременно и характеризует выбор профессии с точки зрения ее значения для человека, и освящает выбор ориентацией на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания. В 16 веке это был божий промысел, в 20 веке – общечеловеческие гуманистические ценности.
В современном обществе значение профессиональной деятельности как нравственной ценности возрастает, т.к. становление человека как личности все в большей степени происходит в процессе его трудовой деятельности. Одной из сфер проявления человеком своих деловых и личностных качеств является сфера профессиональной деятельности.