Понятие и виды профессиональной этики

ПЛАН

1. Профессионализм и профессиональная этика: общая характеристика.

2. Педагогическая этика: содержание и специфика.

3. Профессиональная этика ученого.

4. Профессиональная этика госслужащего.

5. Специфика нравственных проблем юридической этики.

Контрольные вопросы и задания.

Литература.

§ 1. Профессионализм и профессиональная этика:
общая характеристика

Сущность человека многообразна и неисчерпаема. Он представляет собой единство всеобщего, особенного и индивидуального. Его творческая деятельность предстает доминирующим способом проявления сущности человека. Этим самым определяется и место профессионализма в жизни человека как способности к эффективному осуществлению общественно полезной деятельности.

Вместе с тем профессионализм не сводится к его узкому пониманию — уровень мастерства в конкретной деятельности. Необходим более широкий подход, включающий духовно-нравственные компоненты человека, без которых невозможно наиболее эффективное выполнение профессиональной деятельности. В своеобразной форме это положение нашло отражение у отечественного философа Н. А. Бердяева. В труде «О назначении человека» он писал: «Дух, свобода, личность имеют феноменальное значение... Возможен прорыв духовности в социальную жизнь, и все лучшее в социальной жизни исходит из этого источника»[144].

Профессионализм представляет собой необходимое условие самореализации личности[145]. В то же время профессионализм неразрывно связан с мировоззрением личности. В свою очередь, философия, составляющая основу мировоззрения, ориентирует личность в ее профессиональной деятельности на исследование процессов изменения и развития, взаимосвязи, анализа противоречий и коллизий в общественной жизни и поиске оптимальных путей их разрешения.

Вот почему философская культура специалиста любой профессии может быть определена, во-первых, как освоение личностью философских знаний в соотношении с естественнонаучными, социально-политическими, эстетическими и другими знаниями; во-вторых, как способность личности к постоянному использованию в профессиональной деятельности философских знаний.

В условиях современного общественного развития возрастает роль и значение мировоззренческой подготовки специалиста: ученого, юриста, педагога, инженера, военнослужащего, дипломата, предпринимателя и т. д. Это обусловлено динамизмом и масштабностью задач, которые встали перед человечеством в XXI в., а также с ускоренным обновлением мира и российского общества, с повышением взаимозависимости государств.

Современный профессионал должен уметь творчески мыслить, самостоятельно решать сложные проблемы в конкретном виде деятельности (юридической, педагогической, военной, научной, производственной, дипломатической и др.).

В свою очередь, профессионализм предполагает формирование интеллекта, под которым следует понимать способность личности решать инновационные задачи в своей отрасли деятельности, иметь навыки к получению нового знания. При таком подходе интеллект личности включает два аспекта. Один из них заключается в том, что для интеллектуальной деятельности необходим прочный и основательный по глубине запас знаний. Особую роль в долженствующем арсенале знаний играют знания собственно профессиональные. В этом плане можно сказать, что интеллектуальная культура включает и профессиональную компетентность. Второй аспект предполагает наличие культуры мышления, без которой нельзя ныне представить профессиональную личность в любой сфере деятельности.

Весьма тесно профессионализм взаимосвязан с моральной стороной жизни человека, прежде всего с трудовой моралью. Она имеет очень большое значение в профессиональной деятельности. Личность, которая подготовлена в моральном отношении к реальной профессйональ- ной деятельности, легче адаптируется к ее новым условиям функционирования.

Между тем конкретные проявления трудовой морали различны: отношение к производственной продукции и ее качеству; структура потребностей, удовлетворяемых в трудовой деятельности; соотношение исполнительности и инициативы в структуре характеристик личности работника; отношения «руководство — подчинение» в ходе трудовой деятельности и др.

Опираясь на эти компоненты, можно сделать вывод о моральном эталоне работника-профессионала, который соответствует конкретному этапу развития общества. Так, модернизация экономики российского общества в условиях рыночных отношений сопряжена с заметной корректировкой трудовой морали. Нельзя в этом плане не замечать отсутствие в ряде случаев очевидной связи между заработной платой, с одной стороны, и качеством и количеством затраченного труда, с другой.

В современных условиях утверждается ряд новых моральных ценностей, реализация которых в профессиональной деятельности личности становится обязательным фактором ее эффективной деятельности1.

Профессиональная этика детерминирована спецификой ряда профессий, корпоративными интересами тех или иных трудовых объединений людей, характером профессиональной культуры. Индивиды (и их объединения по деятельности), которые выполняют идентичные или сходные профессиональные функции, вырабатывают определенные традиции и правила, объединяются на основе профессиональной солидарности, берегут репутацию своей профессиональной группы.

Вполне объяснимо, что в любой профессии могут существовать свои нравственные проблемы. Однако среди всех профессий можно вычленить ряд таких, где они возникают достаточно часто и требуют усиленного внимания именно к нравственной грани выполняемых функций. Вот почему профессиональная этика представляет собой особую важность для тех профессий, где в эпицентре находится человек в системе отношений с другими людьми2.

Профессиональная этика представляет собой систему правил поведения определенной социальной группы (или отдельных лиц), обеспечивающую нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или связанных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, исследующая специфику реализации морали в различных видах деятельности3.

Профессиональная этика решает задачу обоснования конкретной системы норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в той или иной сфере деятельности, опираясь на свою специфическую методологию. Видов профессиональной деятельности в обществе без специфической морали не бывает. Каждая, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью в обществе, что, в свою очередь, налагает определенные требования и сказывается на морали субъектов этих профессий.

Необходимо отметить, что проблематика этики различных профессиональных ipynn людей сводится к ряду аспектов. Во-первых, это моральный статус социально-профессиональной группы, профессиональные типичные ситуации, требующие определенной позиции (оценки). Во-вторых, вытекающие из них моральные обязанности и критерии их выполнения. В-третьих, содержание моральных кодексов, сформированных в виде свода моральных ценностей, принципов, норм и т. п.

Специфичность содержания профессиональной этики может быть отражена в различных вариантах. Определяющую роль в этой связи играют положения общей морали, которая придает профессиональной морали особое качество и направленность Вместе с тем профессиональная мораль, являясь функциональной, не может существовать вне общей морали. При этом общее в профессиональной морали во всех случаях проявляется персонифицировано, претерпевая изменения в конкретном виде деятельности и преломляясь в определенной социальной среде.

В связи с тем что виды профессий разнятся не только по своему объекту и объему трудовых усилий, но и по выполняемым целям, различаются конкретные виды профессиональной морали, а значит, и профессиональной этики. Среди ее разновидностей можно особо выделить педагогическую, врачебную, юридическую (правовую), дипломатическую, журналистскую и т. д. Как известно, к представителям этих профессий общество предъявляет повышенные требования. Это обусловлено тем, что деятельность таких профессий связана с важными проблемами жизни и судеб людей, их положением в обществе.

Важным признаком таких профессий является возможность влияния на духовный мир личности, ее отношения с коллегами, социальными группами, что и порождает особые нравственные коллизии. Все это образует сложную систему взаимосвязанных нравственных отношений.

В современных условиях развития общества образовалось немало профессий, обращенных к жизнедеятельности людей, их отношениям между собой. Такие профессии можно подразделить на две группы. Первые образуют профессии обслуживающего труда (менеджеры, торговые, почтовые работники, логисты, курьеры и др.), где многие профессиональные установки, предписания выступают не собственно нравственными, а служебными: рельефны только отдельные элементы профессиональной морали.

Вторую группу составляют профессии, в которых заложены устойчивые нравственно-этические традиции, выступающие важным условием и обязательным внутренним элементом профессиональной деятельности. К ней можно отнести: педагогов, врачей, ученых, юристов, государственных служащих, дипломатов и др. Определяющим признаком таких профессий является сочетание служебного и общественного долга, их большое влияние на духовный мир людей, что порождает специфические нравственные состояния, изменение субординации моральных требований.

Так, педагогическая этика обязывает педагога быть нравственным примером поведения и деятельности для своих учащихся, уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, заботиться о моральном доверии общества к воспитателю-педагогу. Этика ученого базируется на моральной ответственности за последствия своих научных изысканий, лояльности и терпимости к научным концепциям своих коллег, осуждении плагиата в его разнообразных формах. Воинская этика исходя из специфики деятельности военнослужащего обязывает строго соблюдать воинский долг, проявлять дисциплинированность, стойкость и мужество в сложных обстоятельствах, самоотверженно, с честью и достоинством служить отечеству. Врачебная этика обязывает хранить врачебную тайну пациента, соблюдать строго служебный долг и обязанности ради здоровья больного, быть совестливым по отношению к нему, его родным и близким.

Юридическая этика, в частности, не может игнорировать своеобразие отношений в так называемой криминальной области, тонкости оперативной работы, судопроизводства и т. п. Причем она, в свою очередь, подразделяется — также в связи со спецификой деятельности — на этику прокурора, адвоката и т. д. (об этом речь пойдет в гл. 5 настоящего учебного пособия)[146].

Имея некоторые особенности, профессиональная мораль входит составной частью в общую: так же как и профессиональная этика, выступает частью общей этической теории. Как часть целого профессиональная этика отличается от общей не только своеобразной структурой своих нравственных элементов, но и тем специфическим содержанием, которое общее не охватывает. Этим же исчерпывается их связь и различие. Они взаимосвязаны одна с другой, при этом одна из них дает общее понимание генезиса и сущности морали, а другая (профессиональная этика), основываясь на этом, конкретизирует моральные ценности применительно к особенностям профессиональной деятельности.

Таким образом, особенность профессиональной этики заключается в том, что в ней нормативность (лат. norma — «правило», «образец») приобретает максимально конкретный смысл. Рассматриваемые нормативной этикой проблемы смысла жизни, содержания добра и зла, сущность нравственного долга, чести и достоинства, справедливости и др., обосновываемые ею определенные принципы и нормы реализуют в профессиональной этике конкретизацию применительно к определенному виду деятельности личности.

Содержание профессиональной этики определяется наличием и функционированием специфических понятий, которые представляют собой не что иное, как конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали применительно к условиям определенного вида деятельности.

Исходным понятием профессиональной этики является понятие профессионального долга, который достаточно четко и подробно фиксирует служебные обязанности специалистов в той или иной области профессиональной деятельности. Именно осознание своего профессионального долга побуждает многих специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы. По мнению В. М. Шепеля, нравственные архетипы, которые биологически и исторически заложены в российских людях, предрасполагают их к несколько иной нравственной манере служебного поведения. К примеру, российский управленец, любя свою работу, испытывает наслаждение не от обладания властью над людьми, а от возможности быть им по-человечески полезным, зарекомендовать себя незаурядной индивидуальностью. Лишите этого российских руководителей, и многие из них потеряют нравственный смысл заниматься профессиональной деятельностью[147].

Профессиональный долг не только определяет общие правила выполнения специалистом своих служебных обязанностей, но и порой предписывает его поведение в различных ситуациях, закрепляется в соответствующих кодексах той или иной профессии (психолога, социолога, журналиста и др.). Так, психолог, социолог, врач, военнослужащий могут испытывать давление со стороны некоторых лиц (в том числе и руководящих), стремящихся выведать сведения различного рода из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев. Соблюдение нравственных требований профессионального долга необходимо и весьма важно для специалистов любой профессии. Действительно, легкомысленное отношение к профессиональному долгу весьма негативно сказывается на деятельности специалиста. Так, к примеру, разглашение врачебной тайны, предпочтительное отношение к отдельным больным, пренебрежение нормами санитарии может негативно сказаться на лечении и здоровье больных; игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога может нанести душевную травму обратившемуся за помощью человеку, и т. д.

Составной частью профессионального долга выступает понятие профессиональной ответственности, которое отражает особое социальное и моральное отношение личности специалиста к другим людям, к обществу в целом и характеризуется выполнением своего нравственного долга в специфических условиях. Профессиональная ответственность определяет способность человека сознательно выполнять определенные нравственные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата. В частности, содержание данного понятия имеет большое значение для государственных деятелей, принимающих судьбоносные решения для развития общества и государства. В случае с деятельностью ученых можно говорить о том, что их исследования могут повлиять на жизнь многих людей и всего человечества.

К числу основных понятий профессиональной этики относится и понятие «профессиональная совесть». Знание ее содержания помогает специалисту посмотреть на содержание, результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей. Так, совесть педагога не позволит ему бездушно относиться к обучению и воспитанию учеников, прибегать к организации «образцово-показательных» мероприятий, если он любит свое дело, уважает учащихся, коллег, родителей обучаемых. Совесть ученого не позволит ему исказить или представить в удобном для него виде результаты своего исследования, проведенного научного эксперимента, если нравственная составляющая его деятельности будет проникнута чувством ответственности за возможные негативные последствия применения своего открытия. Совесть не позволит психологу превращать своего пациента в объект манипуляций и делать официальные легковесные заключения. Профессиональная совесть любого специалиста поможет ему более глубоко, верно понять проблемы и переживания других людей, завоевать подлинный, а не казенный авторитет.

Важным понятием профессиональной этики выступает понятие профессиональной справедливости, которая особенно важна для анализа деятельности тех лиц (госслужащий, врач, прокурор, судья и др.), которые от имени государства выносят решения по различным (часто очень важным для личности) вопросам. Так, справедливый педагог всегда стремится воздать должное своим ученикам, по заслугам оценивая их инициативу, творчество, целеустремленность в овладении знаниями.

Справедливость должна утверждаться и в отношениях между коллегами. Двойные стандарты в оценках «своих» и «чужих», «удобных» и «неудобных», «союзников» и «конкурентов» разрушают морально-психологический климат в коллективе. Все это негативно сказывается на результатах деятельности как коллектива в целом, так и каждого в отдельности.

Содержание профессиональной этики наполняют и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В них раскрываются отношение личности к самой себе и отношение к ней со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем эти категории не тождественны. Понятие профессиональной чести теснее связано с конкретным общественным положением человека, с социальным престижем и родом его деятельности. Понятие же достоинства — более широкое, исходящее из идеи равенства людей в моральном отношении. Чувства чести и собственного достоинства как нравственные ценности, с одной стороны, выступают формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, с другой — одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе.

Профессиональная честь выражает оценку значимости той или иной профессии в жизни общества, положение, роль представителей определенной профессии в сложной системе общественных отношений. В современном понимании профессиональная честь включает следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание специалистом содержания своего профессионального долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это, далее, признание и оценка обществом, коллективом действительных заслуг личности, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у специалиста постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнить профессиональный долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным общественным традициям общества.

Конкретный специалист, будь то педагог, ученый, журналист, менеджер, в сложной ситуации думает не только о том, чтобы сохранить личный престиж, но и о том, чтобы не уронить в глазах общественного мнения представление и авторитет своей профессии. В противном случае его коллеги и он сам уже не смогут в должной мере выполнять свое профессиональное предназначение.

Необходимо упомянуть о честолюбии. Если оно не противопоставляется коллективным и общественным интересам, честолюбие способно сыграть положительную роль, повысить социальную активность специалиста. В целом же честолюбие по своему характеру является индивидуалистическим мотивом поведения. Давно известна народная мудрость, возведенная в принцип, — «по труду и честь*. Применительно к конкретному виду профессиональной деятельности это означает, что авторитет специалиста, его продвижение по карьерной лестнице, поощрения и награды определяются его деловыми и нравственными качествами, отношением к труду, преданностью профессиональному долгу.

Глубокое осознание значимости своей профессии каждым специалистом и составляет сущность профессионального достоинства. Достоинство специалиста можно рассмотреть в двух аспектах: во-первых, как нравственную категорию, отражающую факт социальной значимости личности (объективная оценка ее значимости); и, во-вторых, как внутреннее осознание личностью своей значимости и ценности (субъективная сторона).

Достоинство специалиста-профессионала отражает, прежде всего, конкретное воплощение и использование им своих прав, свобод, обязанностей, ответственности как самовыражение личности. Следовательно, достоинство как нравственная ценность находит свое проявление в авторитете данной личности, в ее добрых делах и поступках, неразрывно связано с проблемой самоутверждения и самовыражения индивида. В нем обобщаются приоритеты и социальные признаки, ценностные ориентации и убеждения, выражающие самоценность человека, его возможности и способности.

Достоинство — это признание своей человеческой ценности, правомочия на уважительное отношение к себе. Недопустимо проявление какой-либо небрежности к работнику как к личности, ограничение его гражданских прав. Чем больше личность испытывает к себе интерес, тем выше ее шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Один из постулатов буддийской философии гласит: достоинство, присущее одному человеку, присутствует и во всех.

Следует также отметить необходимость наличия в содержании профессиональной этики и такого понятия, как нравственная культура личности, которая включает наличие и развитость у личности совокупности социальных качеств и духовно-нравственных ценностей. Профессиональная компетентность специалиста не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает синтез всех духовно-нравственных качеств личности. Она немыслима без опоры на довольно широкие мировоззренческие знания, общую культуру личности. По этому поводу достаточно емко заметил великий Шарль де Голль: «Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура... Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума[148]».

 

В целом в системе общей культуры личности наряду с другими особо выделяется этический (нравственный) компонент. Речь идет, в частности, о таких ценностях, как гражданственность, патриотизм, долг, ответственность, совесть, честь, тактичность, скромность и др. Эти духовно-нравственные ценности наиболее рельефно и зримо характеризуют высшую степень готовности личности профессионально и эффективно выполнять свой долг, выступают как его морально-деловые характеристики.

В содержании профессиональной этики необходимо выделить и профессиональный такт, выражающий способность и умение специалиста реализовывать нравственные ценности в конкретных жизненных условиях, особенно (опять же) в таких профессиях, где объектом деятельности является сам человек.

Как нравственность сама по себе проявляется во всех сферах и аспектах жизни и деятельности индивида и общества, так и выделение основных понятий в содержании профессиональной этики весьма важно и необходимо в формировании и проявлении нравственной составляющей личности при выполнении ею профессиональных обязанностей.

Содержание профессиональной этики выражается не только в соответствующих понятиях, но и конкретизируется в соответствующих принципах. Обозначим те принципы, которые проявляются практически во всех сферах деятельности людей как людей и специалистов.

Принцип гуманизма. Исходным моментом является принцип гуманизма, то есть признания ценности, неповторимости каждой человеческой личности, утверждения в повседневной деятельности ее прав не только на жизнь, здоровье, но и на честь, достоинство, свободу.

Идея гуманизма весьма многогранна и по-разному представлена в разные исторические периоды развития общества. Сегодня в этике выделяют три основных смысла гуманизма: а) гарантия основных прав человека как условие сохранения гуманных оснований его бытия; б) поддержка слабых, выходящая за рамки обычных представлений данного общества о справедливости; в) формирование социальных и нравственных качеств, позволяющих личности осуществлять самореализацию на базе общественных ценностей. То есть гуманизм предполагает заботу о конкретном человеке, стремление общества к созданию условий для реализации его возможностей и удовлетворения потребностей.

Реализация принципа гуманизма в различных видах деятельности имеет свои особенности. Так, в труде педагога гуманизм реализуется, прежде всего, в любви к обучаемым, которая возвышает, облагораживает самого воспитателя, делает его способным понимать сокровенные устремления учащихся, обогащать их нравственный мир. Реалистическое отношение педагога к своим подопечным является одним из важных факторов установления взаимопонимания, возникновения ответного чувства, сотворчества и действенным инструментом реализации принципа гуманизма.

Нечто подобное происходит и с реализацией принципа гуманизма в деятельности врача, социолога, психолога, менеджера и представителей других профессий. Здесь уважительное, корректное отношение к людям должно сочетаться с компетентностью, ответственностью специалиста. Недопустимы случаи, когда представители указанных профессий действуют по стандартам «двойной морали»: с одной стороны, рядовые пациенты, с которыми можно особенно не церемониться, формально выполняя свои обязанности; с другой — коллеги по работе, друзья, которых следует уважать, ценить, обслуживать в первую очередь, делать поблажки, создавать более благоприятные, комфортные условия. В этой связи уместно заметить, что клятва Гиппократа, например, не только профессиональная установка врача, но и приверженность его определенным ценностнонравственным нормам. «История каждого народа, — отмечает профессор М. Джунусов, — полна примерами противостояния приверженцев и противников добра и зла, справедливости и несправедливости. Нелишне вспомнить как Моисей, Христос, Будда, Конфуций учили тысячелетия назад: ненависть между людьми разъединяет их, а любовь объединяет[149]».

Принцип гуманизма предполагает признание за каждым человеком (в том числе за пациентом, клиентом) прав на свою точку зрения, на свои убеждения и соответствующие привычки, манеры, линию поведения (разумеется, в тех рамках, в которых они не приводят к ущемлению интересов других людей). Специалист не должен навязывать свои пристрастия, свое отношение к другим людям, не должен проявлять высокомерие, безразличие или невнимательность к окружающим. Для него всегда обязательна конфиденциальность, то есть сохранение, неразглашение сведений из личной жизни своих подопечных. Последнее обстоятельство особенно важно для психологов, врачей, юристов, журналистов, менеджеров.

Разумеется, каждая профессия имеет свои тонкости, свои возможности утвердить достоинство, ценность каждой человеческой личности (как, впрочем, и унизить). Многое зависит от конкретной ситуации. Главное, чтобы специалист всегда имел в виду нравственные последствия своего поступка, не забывал о нравственных ценностях, воплощенных в древних и простых заповедях: «Не желай ближнему того, чего себе не желаешь» (это одна из формулировок так называемого золотого правила нравственности), «Возлюби ближнего, как самого себя[150]».

Не следует забывать и о принципе оптимизма. Содержание данного принципа состоит в доверительном, доброжелательном отношении специалиста к коллегам по работе, другим людям. Значение этого принципа трудно переоценить для любого вида профессиональной этики. К примеру, очень сложно со стороны психолога вселить уверенность и надежду на благоприятный исход дела в своего клиента без веры последнего в свои возможности и силы. При этом следует подчеркнуть, что оптимизм педагога или психолога должен быть подкреплен профессиональной самоотверженностью, творческим отношением к делу. В противном случае он останется пустой декларацией, упованием на «счастливый случай», что по существу равносильно равнодушию, безразличию к судьбе своего воспитанника.

Весьма важен оптимизм и для деятельности врача. Надежда, вселенная в больного, поддержка его стремления к выздоровлению — путь к успеху в деле лечения болезни, даже когда она запущена или относится к категории трудноизлечимых. Оптимизм необходим и социологу — не только потому, что он способствует достижению социального успеха, но и потому, что оптимизм в немалой степени возвышает, поддерживает достоинство человеческой личности (и не только клиента, но и самого специалиста).

Оптимизму противостоит пессимизм, который разрушает духовный мир личности, порождает нигилизм и равнодушие, недоверие к человеку. В этом случае менеджер будет предполагать, что вокруг него одни бездари и тунеядцы, педагог будет исходить из того, что подавляющее большинство его воспитанников бездарны, социальный работник — из того, что его клиенты не оценивают по достоинству все усилия специалистов, и т. д. В подобной атмосфере достаточно сложно добиться каких-либо серьезных профессиональных успехов, вести достойный образ жизни, обрести душевное спокойствие. Вот почему полезно чаще обращаться к одному из «общих правил» человеческой жизни древнего китайского философа Дзен Дзи: «Я трижды в день проверяю себя: в своих заботах о ком- либо был ли я правдив?»

Большое значение имеет патриотизм. Это сложное духовное качество личности и специалиста, в обобщенной форме выражающее чувство и глубокое, устойчивое осмысление любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к деятельности во имя могущества своей страны. Собственно духовно-ценностный смысл патриотизма заключается в том, что он является одной из форм согласования личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Проявляется патриотизм в уважении к историческому прошлому Родины, в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям народа, в гордости за достижения страны, горечи и чувстве вины за ее беды, а также в пропаганде специалистом значимости своей профессии.

Поэтому патриотизм также следует отнести к принципам профессиональной этики; это чувство должно пронизывать весь внутренний мир каждого гражданина, направлять деятельность не только педагога, непосредственно причастного к воспитанию подрастающего поколения, но и психолога, менеджера, социолога, журналиста. Принцип патриотизма должен опираться на трезвый анализ прошлого и настоящего, достижений и мрачных страниц отечественной истории и органично сочетаться с принципом гуманизма, с уважением каждой человеческой личности (независимо от ее социального положения), каждой социальной группы, всего народа.

Патриотизм — явление социально-историческое. Он не существует абстрактно, вне рамок человеческого общежития. Его содержание и роль меняются в зависимости от развития основных сторон общественной жизни. Поэтому представитель любой профессии должен знать и учитывать в своей работе знаменитые Петровы слова: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь[151]».

Таким образом, профессиональная этика представляет собой исторически сложившуюся совокупность нравственных предписаний, норм, оценок, кодексов и научных теорий о должном поведении личности в определенной сфере профессиональной деятельности, вытекающих из социальных функций и обусловленных спецификой профессии. Она теснейшим образом связана с повседневной практикой человека, так как именно через профессиональную нравственность утверждаются в конечном счете духовно-нравственные ценности, повышается общая и нравственная культура граждан страны, реализуются права и свободы человека, его относительная автономность и самостоятельность наряду с возросшими требованиями к деятельности специалиста и его ответственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: