Соотношение профессиональной этики и общественных интересов

Задание: проанализировать каждую приведенную в этой главе ситуацию и предложить пути решения этих ситуаций, основываясь на прочитанном материале.

Этика, принятая в обществе, и профессиональная этика имеют много общего и находятся, практически, в одной плоскости. Однако есть и различия, которые заключаются в приоритетности, эмоциональности и практическом применении. Одно из основных различий - это урегулирование отношений между двумя людьми. Обе этические системы обращают внимание на принципы качества, но профессиональная этика при этом отдает приоритет интересам клиента. Например, основной этический принцип общества - все люди должны иметь равные возможности; тогда как профессиональная этика социальной работы провозглашает, что в се люди должны иметь равные возможности, но приоритет должен быть отдан интересам клиента.

Соотношение профессиональной этики и общественных интересов

Ни один социальный работник не может самостоятельно устанавливать этические правила и нарушать стандарты профессии. Если профессиональные интересы не совпадают с общественными, то появляется риск подрыва профессионального авторитета социального работника. Общество и каждый человек ждут от профессионала соблюдения этических правил. Например, социальный работник может задать ребенку вопросы, которые в общем разговоре могут быть рассмотрены как некорректные или даже нарушающие частную жизнь клиента. Тем не менее, перед тем как задать такие вопросы, социальный работник должен быть уверен, что заданные вопросы и ожидаемые ответы - неотъемлемая и необходимая часть практической деятельности. В то же время общество должно ограничивать некоторые действия социальных работников, что в свою очередь добавляет этических проблем на практике. В некоторых странах социальные работники сталкиваются с серьезными конфликтами в области «общественной этики». Например, если речь идет о тоталитарном режиме. Иногда этические проблемы в профессиональной деятельности настолько реальны и серьезны, что могут привести к трагическому исходу. В некоторых афро-американских и азиатских странах социальные работники теряют работу и не имеют поддержки со стороны общества и государства.

Некоторые думают, что «здравый смысл» и «практическая мудрость» - это все, что необходимо социальному работнику для принятия правильного решения в сложной ситуации. Важность «здравого смысла» и «практической мудрости», конечно, нельзя отрицать, но каждый социальный работник может привести пример ситуации, когда этого не достаточно.

Приведем несколько аргументов в пользу важности и значимости профессиональной этики [26].

Философский аргумент

Со времен Аристотеля философы не могут выделить единственно верные этические принципы и принять их за основу. Легче заставить человека поверить в то, что Вы знаете, что это «правда», чем доказать.

Относительный аргумент

Что значит «правильно» для различных народов, стран и времен? Для одного общества нормой является опоздание на свидание, для других - приход вовремя. Как лучше? Даже в самом обществе есть много различных этнических и культурных групп, в которых может быть совершенно различное толкование «правильного», «хорошего», «нормального». Эти споры о «правильном» направлении говорят, что нет четких этических принципов, которые подходили бы всем и вся. И до тех пор, пока все взаимосвязано, очень трудно определить, какой выбор наиболее правильный.

Аргументы времени

Практический социальный работник не имеет, иногда, времени для раздумий над этичностью реакций, так как он должен быстро принять решение, то есть сделать то, что считает лучшим для клиента. Кодекс из абстрактных этических принципов не может всегда помочь.

«Уникальность каждого случая»

Каждый случай и каждый клиент - уникальны и отличаются один от другого. Не надо надеяться, что с помощью одного лишь кодекса этики можно правильно разрешить любую проблему. Кодекс дает лишь идеальное направление деятельности.

Практический аргумент

Многие проблемы в практической работе похожи на этические дилеммы. Поэтому правильные действия основываются не только на этических принципах профессии, но и на компетентности, знаниях, опыте.

Принуждение как аргумент

Это явление достаточно скрыто в профессиональной деятельности и должно соответствовать принципам профессиональной этики и кодексу. Принуждение само по себе противоречит основам социальной работы и демократическим ценностям самоопределения. С другой стороны, кодекс этики исключает «элемент творчества» на местах и социальные работники вынуждены находиться в «жестких рамках».

Приведенные аргументы показывают ограничения, присущие многим кодексам профессиональной этики. Тем не менее, кодекс остается основой профессиональной деятельности и адаптируется к изменениям в обществе и в самой профессии.

Известно, что социальные работники ежедневно встречаются с этическими проблемами, кодекс этики для них служит путеводителем и помощником в решении проблем и каждый случай связан, так или иначе, с этическими решениями. Кроме того, социальный работник не всегда имеет время для теоретических споров.

Появление новых технологий привело и к появлению новых направлений этических знаний: биоэтика, этика геномики, этика региональная и наднациональная, этика ненасильственного разрешения конфликтов. В сфере здравоохранения этические проблемы привели к появлению таких новых профессий, как специалист в области морали, специалист в области медицинской этики.

Дилемма – положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей затруднителен. Главный источник моральных затруднений – конфликт ценностей и интересов. Д. в социальной работе чаще всего обусловлена следующими противоречиями:

· расхождение личных и профессиональных ценностей социального работника;

· различие религиозных взглядов социального работника и клиента;

· несоответствие этнокультурных традиций участников социального действия;

· несовпедение мнений социального работника и других участников социального процесса.

Моральный конфликт – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАВА КЛИЕНТА

1.1. Профессиональные отношения

Профессиональные отношения - одни из тех, которые основываются на специфическом личном поведении, а также зависят от окружающей среды, в которой оказывается помощь. Профессиональные отношения должны быть ограничены в отличие от повседневных, которые ценятся большинством людей и являются более открытыми, теплыми. Часто клиенты неправильно понимают особое дружелюбие и неформальные отношения с социальным работником. Такое непонимание может быть вызвано тем, что в повседневной жизни люди редко сталкиваются с проявлением к ним интереса, заботы, эмпатии.

В связи с этим обратим внимание на этические проблемы, которые могут возникать у социального работника на практике. Основная проблема может быть вызвана тем, что социальный работник верит, что решение проблемы клиента требует большего участия, чем необходимо. А это выходит за рамки профессиональных требований. Возникает вопрос: должны ли социальные работники инициировать межличностные отношения для пользы дела? В то же время как сможет клиент узнать о желании помочь ему, если профессиональные отношения должны быть ограничены определенными рамками? Некоторые социальные работники пытаются скрывать такие ограничения, так как считают их неудобными по личным убеждениям. Многие хотят ускорить эмпатию со стороны клиента: принимают активное участие в жизни клиента, даже если социальный работник при этом не будет полезным или не обладает необходимыми знаниями.

Как ответить на следующие вопросы? Этично ли социальному работнику принимать приглашение клиента на обед или присоединяться к своему клиенту в кафе или баре? Может ли социальный работник пригласить к себе клиента домой или в ресторан? Опыт практической социальной работы дал негативную оценку тому, если социальный работник в подобных ситуациях переходит с профессиональных на личные отношения. А также, в соответствии с кодексом этики, социальный работник не должен вступать с клиентом в сексуальные отношения. Однако необходимо всегда исходить из конкретной ситуации и особенностей клиента.

В соответствии с кодексом этики, социальный работник не должен вступать в близкие отношения с клиентами. Это утверждение проиллюстрируем следующим примером:

В палату экстренной терапии поступила Ирина М. - молодая женщина, попавшая в автомобильную катастрофу. Женщина получила множественные травмы и находилась в шоковом состоянии. Процесс выздоровления шел очень медленно. Женщина была в депрессии и не хотела жить, так как в автокатастрофе погибли ее муж и сестра.

Социальный работник Илья К. (молодой мужчина), занимаясь с Ириной, стал испытывать чувство симпатии к клиентке, которое оказалось взаимным. Взаимные симпатии перерастали в более глубокие чувства и процесс выздоровления начал ускоряться. Однако после того, как кризис в состоянии здоровья пациентки миновал и завершился курс реабилитации, социальный работник перестал обращать внимание на Ирину. Он полностью переключился на других тяжелобольных пациентов.

Ирина испытала повторный шок. Но в отличие от первого – состоянию физического здоровья, по мнению врачей, ничего не угрожало.

Давайте подумаем. Был ли честен социальный работник, использующий такой способ поддержания клиента? Насколько такой метод был необходим и оправдан? Были ли другие способы вывести клиента из депрессивного состояния? Можно ли играть чувствами других людей ради их же блага?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow