Тактика критики в коммуникативных просчетах. Конфликт как нарушение правил общения

Конфликт как нарушение правил общения

Коммуникация имеет свои трудности. К числу факторов, отрицательно влияющих на общение, следует отнести барьеры общения. Их очень много. Выделим некоторые из них.

1. Барьер отрицательных эмоций (возникает на почве страдания или горя, раздражения, гнева, страха, стыда, вины, плохого настроения).

2.Барьеры восприятия (речь, установка, впечатления).

3.Барьеры взаимопонимания (незнание профессиональной лексики; сложность объяснения; неполнота информации; нелогичность; несконцентрированность внимания).

Очевидно, что эффективное общение основывается на понимании людьми друг друга. Для установления понимания необходимо устранить то, что ему мешает. Можно говорить о неумении установить контакт, и о неспособности его установить.

«Коммуникативность» – владение процессуальной стороной контакта – сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу.

«Коммуникабельность» – соблюдение в общении социальных норм, умение выразить сочувствие, «вписаться» в разговор.

Нарушение общения – это двухстороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена личностными свойствами, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Коммуникативный барьер – абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее. Причинами таких барьеров являются мотивационно-операционные, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности общающихся. Это: культурные, лингвистические, национальные, религиозные различия, убеждения, установки, стереотипы; разница в возрасте, в образовании и интеллекте, воспитании, социальном происхождении и настоящем положении, противоположные цели контакта.

Коммуникативные просчеты: все ошибки, трудности и барьеры общения. Многие из них возникают непредумышленно, спонтанно, под действием эмоций. Другие – результат неправильных установок, ставших характером. Выделим некоторые коммуникативные просчеты:

1. «Я прав, потому, что это моя точка зрения».

Экстремальная позиция, форма самообольщения.

2. Никогда не признаваться в своих ошибках.

Убеждение в том, что, признавшись в своих ошибках, мы дадим больше шансов оппоненту.

3. В критике не различать позицию и личность оппонента.

Этот просчет приводит к одному и тому же результату – возникновению чувства неприязни и даже ненависти.

Критика – это выявление недостатков и противоречий в работе, отрицательная ее оценка; обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки.

Для того чтобы избежать таких негативных последствий, нужно делать следующее:

Во-первых, провести разделение позиции и личности оппонента и в критике первой никоим образом не затрагивать второй;

Во-вторых, критиковать результаты и последствия, а не мотивы и намерения;

В-третьих, указывать на ошибки лучше косвенно, а не прямо;

В-четвертых, никогда не нажимать на партнера, не загонять его в угол «безвыходного положения», оставлять возможность оправдания, объяснения, реабилитации;

В-пятых, всегда давать возможность человеку спасти свой престиж, не стремиться к полному разгрому его позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: