Выражать факты в количественной форме, непосредственно связанной с применением конкретных процедур измерения, а не с помощью слов или эмоций.
Больше доверять конкретным фактам, а не абстрактным идеям.
Статистическое мышление: концепция Г. Тагути
В период с 1970 по 1990г. происходило развитие подхода, известного ныне как концепция Г. Тагути (Тагучи). Им были сделаны два крупных шага в развитии принципов управления качеством.
Первый касался языка требований. Г. Тагути предложил вместо альтернативного задания требований к качеству задавать их в стоимостном виде, установив квадратичную функцию потерь. В литературу эта функция вошла под именем «функции потерь Тагути» (рис. 4.41)
L = k (y - T)
где: L- потери в долларах;
k- коэффициент затрат;
y- измеренное значение параметра качества;
T- номинал – требуемое значение параметра.
Рисунок 4.41. Функция потерь Тагути
Смысл её прост. Считается, что каждое отклонение показателей качества от целевого значения приводит к экономическим потерям, выраженным квадратичной функцией. Естественно, минимум потерь достигается в целевом значении, максимум - при достижении границ полей допусков.
Второй шаг внёс большую новизну и был довольно неожиданным. Г.Тагути предложил учитывать вариации свойств продукции на разных этапах разработки продукции и/или процессов. Это была действительно революционная идея. Нужно было установить те сочетания параметров изделий и процессов, которые приводили к минимуму вариаций процессов. Эти процессы должны быть устойчивыми к вариациям входных параметров процессов. Их стали называть робастными (устойчивыми) процессами.
Г. Тагути разработал новый подход к планированию эксперимента, который позволял находить эффективные планы, обеспечивающие максимум так называемого отношения сигнал/шум. Понятие сигнал/шум было хорошо проработано в радиотехнике, теориях связи и информации, и на его основе Г. Тагути смог легко объяснить инженерам идею робастных, т. е. устойчивых к внешним воздействиям процессов. Г. Тагути внёс огромный вклад в развитие менеджмента качества.
Начиная с 90-х годов, идеи теории вариаций, статистического управления процессами SPC уже не умещались в рамки только инструментов и методов управления. Они стали частью ментальности менеджеров. Менеджеры, встав на позиции статистического мышления, научились предвидеть, понимать уровень вариаций и управлять им. Специалисты пришли к мнению,что признак стабильности процессов, которая, идентифицируется техникой контрольных карт, является критерием наличия или отсутствия системы качества. Если процесс стабилен, значит, система менеджмента, охватывающая данный процесс, существует. Если процесс нестабилен, значит, система качества работает плохо или полностью отсутствует.
Этот этап следует назвать гуманистическим, так как в центре внимания оказался человек. С одной стороны, это - потребитель, к желаниям которого производители стали невероятно чутки. С другой стороны, стало ясно, что только хорошо обученный и мотивированный персонал способен решатьзадачи по постоянному уменьшению вариаций всех бизнес-процессов.
Можно выделить четыре главные составляющие гуманистического управления процессами:
§ статистическое, мышление, т. е. учитывающее вариации и случайный характер процессов управления;
§ процессное мышление, т. е. учитывающее, что любая работа - это процесс;
§ мышление, ориентированное на потребителя;
§ сотрудничество и взаимное обслуживание (персонала).
Анализ возможностей процесса
Условно все методы можно классифицировать по признаку общности на три основные группы:
графические методы;
методы анализа статистических совокупностей;