Понятие о среде и ее формировании

Средовой дизайн: основные понятия и характеристика

Тема № 14

В середине ХХ века дизхайн стал глобализироваться и наряду с его традиционными формами (индустриальный, графический, архитектурный) он стал активно использоваться в проектировании предметно-пространственной промышленной среды.

Предметно-пространственная бытовая среда, например в виде интерьеров дворцов или домов богатых горожан, стала формироваться еще в средние века в результате художественных решений, предлагаемых наемными архитекторами или художниками в процессе проектирования и строительства зданий.

В ХVIII-ХIХ вв. стал развиваться дизайн интерьеров мест общественного питания (кафе, чайные дома, рестораны) и офисных помещений.

В связи с бурным развитием в ХIХ в. науки и техники, ростом городов как центров промышленного производства и крайне негативным его воздействием на городскую среду, в ХХ в. возникла острая необходимость гармонизации «рукотворной» промышленной среды с человеком и окружающим мировм.

В русском языке словом «среда» обозначаются:

- система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;

- совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое производство.

Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой – то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна – в целои полнятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. В этой неразрывности – специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» - в частности. Среда – это комбинации пространства, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в цеслостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно-дизайнерского замысла. Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков, нацелены на получение комплексного утилитарно-художественного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства.

Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным при сравнении его с архитектурой.

Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства – «пространственность» методов, целей и результатов работы, использование прежде всего визуальных средств формирования конечного объекта. Различает их сам результат.

Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего собразом постройки, того, что «сделано» строителем, «видно» зрителю, служит оболочкой некоего внутреннего пространства. И только во вторую очередь – с тем, что происходит внутри и около оболочки. Иначе говоря, зодчество, применяя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя особый продукт своего искусства – архитектурный образ.

Иначе обстоит дело с архитектурной средой – она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполнения, субъектов осуществляемых здесь видов деятельности. Суммируется восприятие средового состояние в «атмосфере» или «образе среды», который отличается от термина «архитектурный образ» комплексным взаимодействием эмоционального содержания протекающих здесь процессов, чувств человека, участвующего в этих процессах, его впечатлений от облика вещей и предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и архитектурного решения этой ситуации.

Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования – функции – и «следствия» проектной деятельности - комплекса материально-физически- и эстетических условий выполнения функциональной задачи.

В этом – сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитентурных (пространственных) дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны.

Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала – определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и – главное – участники процесса, люди как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений. Смысл этой части работы – дизайн процесса, составление своего рода эмоционально-технологического сценария, определяющего эффективность и художественную нацеленность здесь происходящего.

Следующит структурным блоком признана архитектурно-пространст-венная основа, воплощающая в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса. Эта часть работы практически воспроизводит традиционное архитектурное проектирование, с тем отличием, что дизайнер все время «примеряет» варианты пространственных предложений к параметрам функциональных требований, надеясь их уточнить или реформировать.

Третий блок – совокупность «дизайнерских» компонентов, приспосабливающих пространственную основу к процессу – от функционально обусловленного оборудования до элементов артдизайна. Эта группа работ имеет двойной смысл. С одной стороны, проектировщик выступает в роли дизайнера, отвечающего за оптимальное оснащение процесса, подбирая инженерно-технические решения, которые сделают его комфортнее, яснее, красивее. С другой стороны – общаться с попавшими в поле его зрения вещами и устройствами как элементами средовой композиции – уточняет их пространственные комбинации, выявляет декоративный смысл, устанавливает цветовую гамму и пр. Этапы формирования архитектурной среды представлены на рис. 14.1. [1].

Рис. 14.1. Формирование «образа среды»

В результате весь огромный мир «внеархитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются преднахначением: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй – создает этот смысл вместе со зрителем, учитывая при этом вес реализации окружающей действительности.

Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть слагаемых образа: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, пробудить волнение, успокоить и т.д. Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств.

Их многое роднит: гететическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную структуру «внеархитектурных» компонентов (элементов ландшафта и оборудования), способность к синтезу с изобразительными искусствами. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов – они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последовательности: «пространство (слепок функции) – художественная организация (композиция) пространства – насыщение композиции выразительными деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)».

Интерьеры разделяются на «архитектурные» и «предметные». Их отличие состоит в том, что архитектурные интерьеры созданы сторителем (архи-тектором), например здания или помещения, а предметные – это наполнение указанного здания (помещения) определенными предметами, например машинами для реализации того или иного производственного процесса, либо оборудованием для проведения работ, например в офисном помещении, или бытовых предметов для осуществления жизнедеятельности человека внутри квартиры.

На рис. 14.2. представлен один из вариантов «предметного интерьера» в виде помещения с оборудованием для офиса середины ХХ века [1].

Большинство крупных стационарных дизайнерских форм – оборудование цеха, мебель и средства коммуникаций в офисе, сооружения парковых аттракционов – организуют пространственные структуры, превращаясь в своего рода архитектурные объемы и детали. Средства транспорта, вагоны метро, автобусы – проясняют, усиливают или даже определяют эмоционально-психологический настрой городского средового пространства. Посуда, бытовые приборы в квартире придают замкнутому состоянию среды различные оттенки.

Рис. 14.2. Интерьер помещения с оборудованием для офиса

Все вместе они формируют широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций. Таким образом, концептуальный смысл средового творчества – создать художественное или художественно-техническое решение объединяющее эстетику архитектурного строения предметов, наполняющих его объем и процессы человеческой деятельности внутри указанного объема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: