Средовой дизайн: основные понятия и характеристика
Тема № 14
В середине ХХ века дизхайн стал глобализироваться и наряду с его традиционными формами (индустриальный, графический, архитектурный) он стал активно использоваться в проектировании предметно-пространственной промышленной среды.
Предметно-пространственная бытовая среда, например в виде интерьеров дворцов или домов богатых горожан, стала формироваться еще в средние века в результате художественных решений, предлагаемых наемными архитекторами или художниками в процессе проектирования и строительства зданий.
В ХVIII-ХIХ вв. стал развиваться дизайн интерьеров мест общественного питания (кафе, чайные дома, рестораны) и офисных помещений.
В связи с бурным развитием в ХIХ в. науки и техники, ростом городов как центров промышленного производства и крайне негативным его воздействием на городскую среду, в ХХ в. возникла острая необходимость гармонизации «рукотворной» промышленной среды с человеком и окружающим мировм.
|
|
В русском языке словом «среда» обозначаются:
- система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;
- совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое производство.
Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающее что-либо, с другой – то, что окружено, находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна – в целои полнятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. В этой неразрывности – специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» - в частности. Среда – это комбинации пространства, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в цеслостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно-дизайнерского замысла. Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков, нацелены на получение комплексного утилитарно-художественного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства.
Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным при сравнении его с архитектурой.
Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства – «пространственность» методов, целей и результатов работы, использование прежде всего визуальных средств формирования конечного объекта. Различает их сам результат.
|
|
Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего собразом постройки, того, что «сделано» строителем, «видно» зрителю, служит оболочкой некоего внутреннего пространства. И только во вторую очередь – с тем, что происходит внутри и около оболочки. Иначе говоря, зодчество, применяя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя особый продукт своего искусства – архитектурный образ.
Иначе обстоит дело с архитектурной средой – она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполнения, субъектов осуществляемых здесь видов деятельности. Суммируется восприятие средового состояние в «атмосфере» или «образе среды», который отличается от термина «архитектурный образ» комплексным взаимодействием эмоционального содержания протекающих здесь процессов, чувств человека, участвующего в этих процессах, его впечатлений от облика вещей и предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и архитектурного решения этой ситуации.
Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования – функции – и «следствия» проектной деятельности - комплекса материально-физически- и эстетических условий выполнения функциональной задачи.
В этом – сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитентурных (пространственных) дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны.
Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала – определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и – главное – участники процесса, люди как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений. Смысл этой части работы – дизайн процесса, составление своего рода эмоционально-технологического сценария, определяющего эффективность и художественную нацеленность здесь происходящего.
Следующит структурным блоком признана архитектурно-пространст-венная основа, воплощающая в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса. Эта часть работы практически воспроизводит традиционное архитектурное проектирование, с тем отличием, что дизайнер все время «примеряет» варианты пространственных предложений к параметрам функциональных требований, надеясь их уточнить или реформировать.
Третий блок – совокупность «дизайнерских» компонентов, приспосабливающих пространственную основу к процессу – от функционально обусловленного оборудования до элементов артдизайна. Эта группа работ имеет двойной смысл. С одной стороны, проектировщик выступает в роли дизайнера, отвечающего за оптимальное оснащение процесса, подбирая инженерно-технические решения, которые сделают его комфортнее, яснее, красивее. С другой стороны – общаться с попавшими в поле его зрения вещами и устройствами как элементами средовой композиции – уточняет их пространственные комбинации, выявляет декоративный смысл, устанавливает цветовую гамму и пр. Этапы формирования архитектурной среды представлены на рис. 14.1. [1].
|
|
Рис. 14.1. Формирование «образа среды»
В результате весь огромный мир «внеархитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются преднахначением: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй – создает этот смысл вместе со зрителем, учитывая при этом вес реализации окружающей действительности.
Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть слагаемых образа: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, пробудить волнение, успокоить и т.д. Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств.
Их многое роднит: гететическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную структуру «внеархитектурных» компонентов (элементов ландшафта и оборудования), способность к синтезу с изобразительными искусствами. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов – они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последовательности: «пространство (слепок функции) – художественная организация (композиция) пространства – насыщение композиции выразительными деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)».
Интерьеры разделяются на «архитектурные» и «предметные». Их отличие состоит в том, что архитектурные интерьеры созданы сторителем (архи-тектором), например здания или помещения, а предметные – это наполнение указанного здания (помещения) определенными предметами, например машинами для реализации того или иного производственного процесса, либо оборудованием для проведения работ, например в офисном помещении, или бытовых предметов для осуществления жизнедеятельности человека внутри квартиры.
|
|
На рис. 14.2. представлен один из вариантов «предметного интерьера» в виде помещения с оборудованием для офиса середины ХХ века [1].
Большинство крупных стационарных дизайнерских форм – оборудование цеха, мебель и средства коммуникаций в офисе, сооружения парковых аттракционов – организуют пространственные структуры, превращаясь в своего рода архитектурные объемы и детали. Средства транспорта, вагоны метро, автобусы – проясняют, усиливают или даже определяют эмоционально-психологический настрой городского средового пространства. Посуда, бытовые приборы в квартире придают замкнутому состоянию среды различные оттенки.
Рис. 14.2. Интерьер помещения с оборудованием для офиса
Все вместе они формируют широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций. Таким образом, концептуальный смысл средового творчества – создать художественное или художественно-техническое решение объединяющее эстетику архитектурного строения предметов, наполняющих его объем и процессы человеческой деятельности внутри указанного объема.