Типология среды и задачи ее проектирования

Средовое проектирование, имеющего дело одновременно с архитектурой, предметным наполнением и процессом деятельности человека дополнительно осложняется разнообразными видами окружения человека. На рис. 14.3 – 14.5 представлены три достаточно типичных средовых объектов:

- жилая комната;

- производственное помещение для механической обработки деталей;

- театральный зал со сценой.

Интерьер жилища (рис. 14.3) почти целиком складывается обликом орга-

низующих его вещей – мебели, цветов, посуды, ковров, книг, осветительных приборов, более или менее привязанных к архитектурно-пространственной основе (стенам, расположению проемов и т.д.). Роли вещей неоднозначны: приборы отопления или освещения можно рассматривать и как оборудование, и как предметное наполнение среды; посуда, книги, ковры, занавеси нужны и функционально, и как элементы декора.

Рис. 14.3. Средовой объект – жилая комната [1]

Правда, все они теснейшим образом связаны с функциональным зонированием интерьера: стол, телефон, книжные полки образуют «рабочую» зону, гардероб, кровать – «спальую» Но и эти зоны не абсолютны, достаточно переставить мебель. Главной мерой всех вещей и их комбинаций является личность проживающего, которая и создает образ среды. Чем выше уровень художественного развития и финансовые возможности человека, проживающего в квартире, тем выше уровень дизайна средового объекта

В производственном помещении, например для токарной обработки

валов (рис. 14.4), структура среды очень жесткая: это железобетонная конструкция помещения с рядами оконных проемов, размещенный на полу токарный станок определенного типа, который жестко зафиксирован на заданном расстоянии от стены с возможностью подключения к нему системы электропитания, охлаждения, уборки стружки, а также возможности работы механизмов (мостовой кран, манипулятор) для установки заготовки на станок и последующего съема готовой детали с транспортировкой к месту складирования.

Размеры производственного помещения, его объем и размеры окон обус-

ловлены эргономикой, а внутренняя его часть имеет коробчатую прямоугольную форму. Все подчинено главному – организации технологического процесса с целью получения качественного изделия в виде вала.

Рис. 14.4. Средовой объект – цех для токарной обработки валов

В театральном зале (рис.14.5) структура также достаточно жесткая:

это осевое построение, обеспечивающее показ сценического действия зрителю и создающее широкий спектр условий для его реализации. Также делится и оборудование: сценический круг, софиты, занавес, реквизит, аудиотехника – для спектакля; кресла, люстры, декор зала – для зрителя. Предметно-пространственные взаимосвязи также прочерчены довольно строго: форма зала определяется эргономикой, условиями видимости сцены, акустикой; форма сцены – типом зрелища и его оборудованием. Все подчинено главному – организации процесса общения «коллектива» зрителей с «коллективом» театра.

И хотя формально три вышеуказанных типа среды составляют (каждый

по своему) единство пространственных и вещных компонентов, их образные, смысловые, масштабные, тектонические характеристики расходятся во всем. Поэтому и проектировать их должны разные специалисты. Иными словами, технология формирования средовых комплексов во многом определяется «типовым» набором их свойств, который описывается особым разделом науки – типологией.

В средовом дизайне типология расчленяет совокупность окружающих человека средовых ситуаций на характерные стереотипы, которые составляются в узнаваемые последовательности (классы, ряды). Они показывают, как меняются интегральные свойства этих ситуаций при изменении какой-либо одной из их особенностей – размера, геометрического строения. Функции, стадии развития и т.д.

Рис. 14.5. Средовой объект – театральный зал со сценой [1]

Понятно, что несхожесть возможных критериев исключает появление единственной «абсолютной» типологии среды. Но специфическая нацеленность проектного процесса на появление средового образа, т.е. явления художественного, позволяет ограничить разброс возможных вариантов наиболее существенными.

Если среда есть органичное взаимодействие осуществляемой в данном месте деятельности и предметно-пространственных характеристик этого места, то функциональные признаки и пространственные параметры породивших среду видов деятельности следует считать первичными для составления типологических схем. В этом случае классификационная таблица должна строится по двум взаимопересекающимся осям координат – на одной будут отмечаться значения пространственных параметров средовых объектов, на другой – их назначение.

В первой последовательности – по вертикали – критерием смены качества от объекта к объекту выступает физическая величина – размер архитектурно-дизайнерского образования («рабочие места» или зоны на одном полюсе и градостроительные средовые системы – на другом).

Последовательность раскрывает и динамику строения средового комплекса (от интерьерных, внутренних пространств к открытым, городским), олицетворяет смену отношений «объект –зритель» (изменение размера всегда сопряжено с перестройкой всех особенностей восприятия среды), рассказывает о специфических формах оборудования объектов разного уровня.

Во-втором случае – по горизонттали, - который традиционно составляют объекты жилые и предназначенные для отдыха, общественного и производственного назначения и городские пространства – критерии не столь очевиден. Здесь мера отсчета – функциональные характеристики – социального плана, она говорит о характере включенности потребителя (группа людей, слоя общества) в данный вид деятельности, о коллективности или индивидуальности их действия, о целях и особенностях их поведения. Пока что прямое выражение такого критерия каким-либо условными единицами не придумано, но «мощность» его проявления в зависимости от назначения среды ощущактся всеми.

В обобщающей таблице (рис. 14.6) оба ряда, пересекаясь, складываются в решетку, каждая клеточка которой содержит определенный тип средового объекта с конкретными «эталонными» особенностями строения и использования, что позволяет при работе с аналогичными заданиями отталкиваться «от образца». Подобная типологическая система весьма практична, хотя, к сожалению, не содержит прямых эмоционально-художественных характеристик представленных в ней типов среды – эстетическое здесь присутствует «за кадром», как вероятное следствие функциональных и размерных показателей.

Но ее «присутствие» легко распознается и визуализируется.

Размеры и строение средового пространства дают базовые ощущения о самочувствии человека в среде: тесно здесь или просторно, лнгко ли читается объемно-пространственная структура, отвечает ли насыщенность предметным наполнением представлениям о других пространственных параметрах. Короче говоря, потребитель понимает, где он находится, осознает свою роль и свое место в этом конкретном фрагменте среды и связь этого фрагмента со средовым контекстом в целом. Воспринимает то, что в теории архитектуры носит название «масштабность» и является одной из базовых категорий формирования средового образа.

Другой ряд слагаемыхатмосферы – ее эмоциональная ориентация – почти целиком определяется тем, что происходит в среде. Каждый функциональный процесс накладывает свой отпечаток на ее эмоционально-психологический климат: производственная деятельность тяготеет к рациональности, исполнительности; магазины, рестораны, спортзалы – место разнообразных форм общения с очень широким диапазоной эмоций – от делового объема товарами или информацией до накала страстей во время спортивных состязаний. В жилище эмоции приглушены, окрашены личными интересами. Облик оборудования функционально разных средовых форм, как правило, закрепляет эти принципиальные установки.

Рис. 14.6. Типология форм среды и опорная классификация

Относительно независимо от визуальных параметров формируют характер среды ее эксплуатационные качества. Неудобство, дискомфорт разрушают, дискредитируют положительные свойства среды; понимание ценности или оригинальности устройства элементов обстановки делает среду значительно интереснее, т.е. комплекс средовых воздействий структуры, назначения и облика в целом вплетаются нюансы чисто «дизайнерского» происхождения. Причем и визуальные, и функционально-психологические причины нашего отношения к среде тесно взаимосвязаны: яркая окраска или активные острые формы вещного наполнения будут способствовать возбуждению, обострению чувств посетителя ресторана, понимание серьезности происходящего в театре торжественного собрания подчеркнут парадные черты его интерьера и т.д.

Детальная трактовка размерно-функциональной типологической матрицы, указывающей проектировщику приоритетные средства формирования среды, подсказывает существование и иных классификационных систем, рассчитанные на специфическое приложение.

Например, полезно разделение всех форм среды на две разновидности – «среда – состояние» и «среда – событие». К первому типу относятся ситуации при «нормальной», штатной эксплуатации: в магазине торгуют, в цехе изготавливают продукцию и т.д. Вторая предусматривает работу тех же объектов в экстраординарных вариациях: во время презентаций, праздников, в день выпускного бала и т.п. Она характерна привлечением специального дополнительного оснащения, перегруппировкой, неожиданным применением тех дизайнерских элементов, которые функционируют в обычной обстановке. Интерьер украшается плакатами и цветами, столы составляются вместе для приема гостей, устанавливаются дополнительные микрофоны и громкоговорители, устраивается иллюминация, придумывается особый сценарий действа с приглашением артистов.

На элементарных уровнях пространственной иерархии средовых структур находятся рабочие места и рабочие зоны – специально оборудованные условные единицы пространства, сконцентрированные вокруг какого-либо частного процесса: в производственном цехе – связка «человек-машина», в квартире связка «мойка – плита» и др. Как правило, эти зоны, имея закрепленное оборудованием место в помещении, сами по себе еще не образуют интерьера, т.к. лишены собственных ограждений и по-разному комбинируются в границах указанного помещения или комнаты в доме.

Комната в доме составляет средовое содержание следующего уровня, это уже отдельный, самостоятельный интерьер, со своими границами и наполнением. Группа помещений разного назначения (спальня+ туалет+ гостиная+ кухня+прихожая) образуют следующее звено (квартиру) – комплексный средовой объект, единую систему интерьеров, объединенную принадлежностью одному «хозяину», взаимодействием назначений в пределах общей функциональной ориентации и т.п.

Последующие уровни – поэтажные секции, дом в целом, дом с принадлежащим ему двором, квартал, район – развивают начальные средовын структуры дальше, вливая в них количества людей, организованных в разного рода сообщества потребителей. Причем в состав каждого такого уровня входят компоненты «нетитульного» назначения – в жилом доме лестнично-лифтовые узлы «общего польшования», в квартале – детские сады, магазины и т.д.

Твердая граница между уровнями не всегда ощутима. Но сами по себе эти целостные представления о среде (назовем их условно «микроуровень», «мезо», «макро» и «гиперуровни») легко представимы. Прежде всего потому, что очевидны их качественные различия. В основании находятся практически только интерьерные образования, обслуживающие одну генеральну функцию)жилье, производство и т.д.). На следующих ступеньках рассматриваются целостности комплексного характера – интерьеры обрастают фасадами и окружающий дом внешней средой, которая чем дальше, тем больше становится главным содержанием средовой системы.

Качественный водораздел между верхними и нижними уровнями отмечен появлением нового типа пространства, не целиком замкнутого в ограждающих конструкциях, а открытого природной среде по крайней мере сверху, со стороны неба. «Интерьер» превращается в «городскую среду», причем ее верхние «этажи» занимают формирования столь крупные, что мы перестаем воспринимать их непосредственно как целое, а только фрагментами: магистрали отдельно, жилые дворы, парковые зоны – отдельно.

Так формализуется самое важное для дизайнера отличие интерьеров и открытых городских пространств – особенности их восприятия, как бы отражающие все другие виды различия (степень замкнутости, размер, назначение и оборудование и т.д.). Измеряемые максимум одним-двумя десятками метров интерьерные образования улавливаются глазом практически мгновенно и целостно, со всеми подробностями; причем именно подробности видны в первую очередь. Фрагменты городской среды имеют сечения во многие десятки метров, и облик их осознается зрителем не сразу. Сначала он ощущает общие габариты ситуации и укрупненные характеристики ее ограждений – размер, цвет, силуэтное построение. И только потом различают детали: архитектурный декор, ландшафтные компоненты, малые формы и пр.

Также «скачком» трансформируется и оборудование этих функуионально-пространственных оьразований. На элементарных уровнях используются, по преимуществу, «типовое» наполнение и оборудование узкого назначения (в жилье это предметы быта, массовое санитарное и технологическое оснащение – ванны, плиты, лифты), либо сопоставимые с размерами человека и «индивидуальных» пространств, либо много меньшие по габаритам. Средние «этажи» - интерьеры и открытые пространства – активно сочетают массовые и индивидуальные формы, которые соотносятся не с единицами, а с «коллективным» потребителем. А верхние уровни – городская среда – имеют «оборудование», вообще не привязанное к человеческим масштабам: мачты электропередач, гиганские парковые аттракционы, портальные краны, которые соразмерны, в лучшем случае, с элементами городской застройки – мостами и зданиями.

Таким образом, динамика эмоциональных и масштабных ожиданий далеко не всегда распределяется по элементам типологической шкалы равномерно. В этом плане показательна разница понятий «средовой объект» и «средовая система», которые различаются отнють не размерными или геометрическими показателями.

Средовой объект – это самостоятельный интерьер или тесно связанный общим назначением и художественным смыслом комплекс интерьеров. Например таков театральный зал, а также театр целиком (рис. 14.5.). Главное их свойство – активная эмоционально-зрительная связь лежащих рядом пространственных фрагментов, непрерывность их взаимодействия. Средовые системы состоят из близких по функции и облику средовых объектов, разделенных значительными объемными или пространственными преградами иного назначения и художественного содержания. Примером средовой системы является цепочка станций метрополитена или остановок троллейбуса, городская сеть магазинов известной фирмы, например занимающихся продажей пищевых продуктов и др. На рис. 14.7 представлены эскизы средовых объектов и система применительно к линии метрополитена [1].

а) б)

в)

Рис. 14.7. Средовые объекты и система метрополитена: а – «элементарный фрагмент среды в виде перонного зала метро; б – комплексный средовый объект в виде станции метро; в – крупная средовая система – кольцевая линия

метрополитена

Если средовые объекты представляются своего рода узлами концентрации единых творческих исканий, образующих самобытные зоны эмоционально-образных напряжений, то системы воспринимаются как бы «пунктиром», где разделенные во времени и пространстве индивидуальные фрагменты целого воссоединяются в общий образ «по памяти». С одной стороны, это затрудняет и проектирование, и сознательное восприятие таких систем. С другой – позволяет собрать в средовую структуру огромные территориальные образования, где всплески одинаковых средовых впечатлений перемежаются разрывами иного характера, что делает городскую среду в целом интереснее и ярче. (рис. 14.8) [1].

Рис. 14.8. Морфология городской среды: а – общий вид отдельных форм; б - условные схемы отдельных форм; I – системы общегородского значения; II, III – системы районного и местного значения; 5 – зрительные преграды; 6 - ориентация пространства

В зависимости от процесса деятельности внутри среды (рис. 14.1), которую должен учитывать дизайнер при разработке определенного и заданного ему объекта со стороны заказчика проекта, ведущее направление его творческих усилий должно быть ориентировано на разработку следующих художественных или художественно-технических решений (табл.14.1) [1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: