ИЭТР — это электронный документ, формируемый в значительной степени автоматически на основе конструкторского описания, представляющий собой базу данных и средств визуализации, использующих возможности мультимедиа (текст, графика, видео, аудио).
Кроме того, необходимо собрать всю информацию об изделии в интегрированной базе данных и обеспечить совместное использование этой информации в процессах проектирования, производства и эксплуатации. Для этой цели применяют систему управления инженерными данными, основанную на стандартизованной модели данных и интерфейсе доступа и работы с этими данными.
Таким образом, технологии непрерывной информационной поддержки жизненного цикла продукции (CALS) позволяют:
· решать различные задачи, связанные с обработкой данных об изделии;
· создавать многовариантные документы (например, предназначенные для работы с гаммой или семейством изделий, имеющих отличия);
· обеспечивать доступ к содержимому документа в соответствии с категорией пользователя и уровнем допуска к документам;
|
|
· создавать многоязычные документы;
· использовать все стандартизованные способы представления информации (текстовая информация, изображения (растровые, векторные), аудио-, видеоинформация;
· проводить подготовку ИЭТР в универсальном виде, который позволяет различным пользователям использовать их без предварительной специальной обработки или адаптации.
CALS переводится как «непрерывное развитие и поддержка ЖЦ». В русской интерпретации этого определения заложены глубокие бизнес - идеи, связанные с организационными вопросами повышения конкурентоспособности изделия. Согласно концепции CALS, преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс должно происходить за счёт реструктуризации составляющих ЖЦ подпроцессов. Бизнес - идеи CALS касаются методики такого преобразования.
Первая часть термина «CALS» звучит как «Continuous Acquisition», что в дословном переводе означает «непрерывное приобретение». ЖЦ современного промышленного изделия может продолжаться длительное время. За это время изделие, во избежание морального устаревания, постоянно модернизируется, приобретая новые качества, т.е. развиваясь. Процесс же развития изделия происходит не сам по себе, а как результат взаимодействия поставщика и потребителя изделия (потребитель выдвигает требования, а поставщик реализует их, проводя перепроектирование и модернизацию изделия). Таким образом, CALS предполагает использование не фиксированных схем взаимодействия поставщика и потребителя изделия, а их улучшение (развитие) в течение всего ЖЦ изделия. Следовательно, под непрерывным развитием понимается постоянное улучшение (развитие) в течение ЖЦ как самого изделия, так и методов взаимодействия поставщика и потребителя.
|
|
Словосочетание «Life cycle Support» переводится как «поддержка ЖЦ». Замечено, что значительная часть проблем, возникающих при эксплуатации, обслуживании, ремонте и модернизации изделия, связано с неверными конструкторскими или технологическими решениями, принятыми при разработке изделия. Такие ошибки, заключающиеся в игнорировании требований перечисленных этапов ЖЦ, оказывают значительное влияние на увеличение стоимости владения изделием и времени вынужденного простоя изделия. Исправление подобных ошибок всегда связано с еще более значительными расходами. Идея, касающаяся поддержки ЖЦ изделия, состоит в оптимизации стоимости всего ЖЦ изделия за счёт правильного распределения затрат по этапам ЖЦ. Предлагается увеличить инвестиции в проект изделия на начальных этапах ЖЦ с тем, чтобы изделие было более приспособлено к условиям эксплуатации. Это может быть реализовано путём организации проектирования изделия с использованием методик: параллельного проектирования;
организации комплексных рабочих групп, включающих специалистов из различных предметных областей: конструкторов, технологов, экспертов по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и модернизации изделия;
В таком случае удастся снизить затраты на последующие этапы ЖЦ и полученная экономия будет с избытком компенсировать дополнительные инвестиции на этапе проектирования. При этом в выигрыше окажется и поставщик изделия (увеличится цена изделия), и потребитель изделия (сократится общая стоимость владения изделием).
По сравнению со странами Запада, выигрыш отечественной промышленности от такого подхода в процентном отношении должен быть ещё больше. Дело в том, что если на западных предприятиях возможности повышения эффективности управления неинформационными ресурсами практически исчерпаны, то в РФ ещё существует большое поле деятельности, связанное, в первую очередь, с оптимальной организацией процессов ЖЦ.
Концепция CALS – это преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный информационный процесс.
Информация является важным ресурсом предприятия. Современное промышленное изделие состоит из двух равнозначных компонентов: физического воплощения изделия «физический продукт» и информационного воплощения изделия «интеллектуальный продукт», т. е. данных об изделии. При этом физический продукт начинает появляться только на этапе производства изделия и заканчивает существование на этапе утилизации изделия. В то же время, интеллектуальный продукт начинает свое существование вместе с началом ЖЦ изделия (с этапа маркетинга и изучения рынка) и может продолжать существовать (правда, в «замороженном» виде) даже после окончания ЖЦ изделия. На начальных этапах ЖЦ изделия (маркетинг, проектирование, разработка процессов) интеллектуальный продукт тождественен самому изделию, т.к. физического продукта ещё не существует в природе.
Повышение качества изделия, повышение его конкурентоспособности напрямую связано с внедрением концепции CALS и направлено на преобразование ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс. Такой подход стал реальностью благодаря бурному развитию новых технологий обработки, хранения, доступа и передачи информации вне зависимости от способа ее представления, количества и местонахождения. Новые информационные технологии, включающие технологии хранения данных, технологии обмена информацией в глобальных сетях, объектно-ориентированный подход, методы искусственного интеллекта, являются основным средством реализации концепции CALS.
|
|
Основными выгодами, получаемыми от применения CALS, являются:
· Сокращение времени выхода изделия на рынок (сокращение временных издержек);
· Сокращение стоимости ЖЦ (сокращение материальных издержек),
· Повышение качества изделия.