double arrow

Федеральный бюджет

Классификация налогов

1. По видам налогоплательщиков

a. С юридических лиц

b. С физических лиц

2. В зависимости от механизма обложения

a. Прямые – налоги на доходы от факторов производства и имущество

b. На прибыль

c. На наследство

d. На имущество

e. Особенность прямых налогов в том, что налогоплательщик – это тот, кто оплачивает и налогоноситель – тот, кто выплачивает налоги – это один и тот же агент (налогоплательщик и налогоноситель)

3. Косвенные (на потребление и на доход)

a. На товары, услуги и виды деятельности

b. Тут налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты.

4. По уровню установления и изъятия

a. Федеральные

b. Региональные

c. Местные

5. По срокам уплаты

a. Срочные

b. Периодично – календарные \

6. В маркоэкономическом анализе:

a. Автономные (аккордные) – налоги, которые не зависят от уровня дохода (дает одну и ту же величину налоговых поступлении при любой величине совокупного дохода).

b. Подоходные (прямо зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется T*Y, где т налоговая ставка, у – совокупный доход (нац доход или ВВП)

c. Налоговые (сумма Tx=Tx+t*Y)

d. Средняя ставка налога – отнощшение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в % - t (средн)=Tx/y*100%

e. Предельная ставка налога – это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода – t (предельн)= (дельта Tx/дельта Y) * 100%

В зависимости от того как устанавливается средняя налоговая ставка различают след типы налогов:

· Пропорциональные

Пропорциональный налог характеризуется тем, что средняя налоговая ставка остаётся неизменной независимо от величины дохода. Если мы его платим, то это значит что для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или одинаковую долю имущества. (пример:ст.224 каждый работающий гражданин РФ должен заплатить подоходный налог 13%)

· Прогрессивные

Прогрессивный налог это ситуация когда налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. Иначе говоря, налоговая ставка будет всегда расти вместе с доходом и соответственно уменьшаться при уменьшении дохода. Прогрессивные налоги предполагают не только большую абсолютную сумму к выплате, но и более значительную долю взимаемого дохода.

· Регрессивные

Ситуация когда средняя налоговая ставка увеличивается по мере сокращения налога и уменьшается по мере роста дохода. Регрессивным является всякое косвенное налогообложение. В явном виде встречается очень редко в современном мире ,но пример: есть налог с 2001 года в РФ на отчислении из фонда заработной платы.

· равное налогообложение

Ситуация когда налог выполняет исключительно фискальную функцию. Смысл сводится к тому, что устанавливается равная сумма для каждого субъекта независимо от дохода и имущественного положения. Здесь нарушается принцип как вертикального, так и горизонтального положительного эффекта. Пример: подушное налогообложение.(Петром1 введено после переписи населения,74 копейки в год был налог)

Рационализация налоговой системы.

Проекты:

1.радикальное сокращение числа налогов (до 6-8 штук)

Аргументы: приблизительно 80% консолидированного бюджета составляют поступление от четырёх налогов :НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходные налоги с физических лиц.Считается что число налогов не должно быть меньше чем 15 штук.

2.Перенос акцента в налогообложение на доходы физических лиц.

В нашей стране уровень средних налогов в 20-30 раз ниже. Во всех налоговых поступление подоходные налоги составляют от 3-5% в нашей стране. Основной формой налогов продолжает оставаться зарплата.

3.Надо перенести акцент на поимущественное налогообложение.

У нас есть имущества физических и юридических лиц. Если мы радикально увеличим налог на имущество физических лиц, то тут бедные станут беднее, а богатые богаче. А если мы увеличим налог на имущество предприятия, то мы разобьём идею, что мы будем развиваться за счёт инвестирования.

4.Усиление платежей за природные ресурсы.

Специфика РФ в том, что огромные природные богатства и очень низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. Чем больше прибыли приносит месторождение нефти или газа, тем больше должны быть арендные платежи. Практика показывает, что у нас очень непродуктивной является акциз на природные ресурсы.

Лекция 5.

Тема: государственные финансы как элемент национальной системы финансов.

1.организация финансов органов власти

2.федеральный бюджет

3.концепции государственного бюджета

4.дефицит государственного бюджета и способы его финансирования

5.внебюджетные фонды

6.государственный кредит

Основные звенья финансовой системы России

Финансовая система России
Финансы властных структур (гос. и муниц.)
Финансы самодеятельности хозяйственных субъектов
Бюджетный фонд
Внебюджетный фонд
Финансы некоммерческих организаций
Финансы коммерческих органов
Финансы населения
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты
Пенсионный фонд, Фонд соцстраха РФ, Фед. и тер. фонды общего мед страхования


Финансы органов власти- это являясь одной стороны составной частью общегосударственных финансов, с другой стороны, региональных финансов, с другой, и представляют собой взаимоотношения органов власти с хозяйствующими субъектами, населением и иными органами власти основанными на денежном обращении

Звенья финансов органов власти являются:

1. денежные фонды, в том числе бюджет ,внебюджетные фонды ,страховые фонды.

2. Обязательства органа власти, в том числе долг органа власти и задолженности перед ним

3. Финансы государственных (муниципальных) предприятий

4. Право влияния на финансовые потоки ,в том числе на финансы хозяйствующих субъектов и населения, а также «прямое» финансирование

Прямое финансирование – это фактическая передача средств минуя бюджет, то есть минуя отчётности и минуя всю процедуру в рамках которой предполагается ответственность за расходование государственного бюджета. (строго запрещено законом)

(Наше государство устроено таким образом, что если требуется финансовая поддержка государству это должно быть обосновано в законе о бюджете. Если предприятию срочно нужны деньги, то он не может их получить по закону.)

Нет никакого учёта наличия и сбережения бюджета.

В отличие от юридических лиц российской федерации не предусмотрено составление баланса иначе бы в балансе отражались не только доходы, но и имущество.

Получается что эти лазейки которые оформлены виде прямого финансировании и сбережения органов власти по сути играют огромную роль в финансировании.

Функции финансов органов власти – это форма выражения общественного назначения, эти функции не зависят от территориального устройства государства и не зависят от статуса территории.

Это отношения, порожденные самим фактом существования органов власти.

Функции:

1. Формирование в любом виде денежных фондов органов власти (бюджет, внебюджетный фонд, смета)

2. Использование

3. Регулирование

3 уровня:

-федеральный: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

-региональный: бюджеты субъектов РФ с бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондом

-Местные бюджеты

В соответствии со ст6 бюджетного кодекса рф:

· Дотации- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратных основ для покрытия текущих расходов.

· Субвенции - бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы рф или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов.

· Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.


Сейчас читают про: