Конспект лекций 42 страница

Административное принуждение состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

Административное принуждение применяется для:

прекращения противоправных действий;

наказания нарушителей в административном порядке;

обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных условий определяет необходимость принудительных мер и при отсутствии правонарушений.

7. Административное принуждение применяется лишь уполномоченными на это органами и должностными лицами, круг которых установлен правовыми актами (раздел III КоАП).

Применение административного принуждения - результат реализации государственно-властных полномочий. Оно является исключительной прерогативой государственного управления и только в отдельных, строго установленных случаях меры административного принуждения применяются судами (судьями).

В связи с этим важно подчеркнуть, что лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, поскольку применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с «внешней средой», с лицами, непосредственно не подчиненными ему по службе. Закон четко определяет круг лиц, имеющих подобные права.

8. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Непосредственным объектом психического принуждения является психика человека, его разум, эмоции, воля.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца, взыскании с правонарушителя денежных сумм - штрафа и др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая свободу ее действий, пресекая противоправное поведение.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем административное принуждение не лишено устрашающего и карательного свойств.

Таким образом, административное принуждение представляет собой систему мер морального, материального, физического и психического воздействия уполномоченных на то органов на сознание и волю людей в целях достижения в соответствии с требованиями «публичной власти» определенного поведения, строгого соблюдения дисциплины и законности в сфере управления. [35,c.239-242]

Виды мер административного принуждения

Меры административного принуждения весьма разнообразны и многочисленны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть подразделены на три группы:

административно-предупредительные меры;

меры административного пресечения (административно-пресекательные меры);

меры административной ответственности.

В последнее время выделяются также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-предупредительные меры принудительного характера применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры имеют широкий и разветвленный функциональный характер, при этом главная их цель - предупредить вредные, опасные для жизнедеятельности общества явления, последствия и правонарушения. Эти меры отличаются многообразием, применяются в различных сферах и областях общественной жизни различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.). В основном они имеют отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Они выступают в виде либо административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории лиц и организаций.

Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения, на основании которой выделяют две группы мер административного предупреждения.

К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:

• введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией (болезни животных);

таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;

закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;

досмотр транспортных средств;

принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;

• принудительное выселение из домов, грозящих обвалами; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий (например, личного транспорта в особых условиях);

досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;

пожарный надзор;

регистрация оружия, транспортных средств и др.

Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий с целью обеспечения общественной и личной безопасности граждан, их законных интересов. В определенных случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Данные меры не имеют характера административной кары.

Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и др. [35,c.242-244]

Понятие и виды мер пресечения

В принудительной деятельности исполнительной власти главная мера — пресечение. Только оно имеет необходимые кадровые, материальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно выявить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновного к ответственности. Следовательно, под мерами пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

В силу предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества, государства.

Как разновидность административного принуждения пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей.

Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие.

Меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых невменяемыми, не достигшим 16 лет. Так, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями, т.е. круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.

С этой особенностью теснейшим образом связана другая - более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения.

Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летного возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД, при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, помещение в медвытрезвитель, а в некоторых случаях и Другие меры прямо преследуют цель оказания помощи гражданину, совершающему противоправные действия.

В отличие от карательных санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащихся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим.

Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались исполнительная власть и их представители. Вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, а применить меры, которые диктуются экстренной ситуацией.

Административные взыскания налагаются специальными письменными индивидуальными актами, а наказание осуществляется на основе этих актов.

Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основании факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность.

Юридическим фактом, влекущим принуждение, в данном случае является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия (использует оружие, специальные средства и др.). Эти действия также являются правовыми актами исполнительной власти.

Однако единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами.

Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. В литературе выработаны и сформулированы различные варианты классификации мер административного пресечения. Например, выделяются меры пресечения, применяемые непосредственно к правонарушителю: имущественного характера; технического характера; санитарно-эпидемиологического характера; финансово-кредитного характера. [69,c.144-145]

Исходя из цели и способа воздействия, можно различать общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

К общим мерам относятся:

требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);

превентивное задержание и доставление;

принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненномили ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей;

запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению безопасности граждан, строений, дорожного движения и т.п.;

• приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.

К пресекательным мерам финансово-юридического характера можно отнести изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины; отказ в выдаче лицензий на тот или иной вид деятельности, приостановление ее действия либо аннулирование.

Специальные меры пресечения. Сотрудники милиции и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства, а также служебных животных для:

отражения нападения на граждан и работников милиции;

освобождения заложников;

отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;

пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений;

задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;

пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; обеспечения режима чрезвычайного или военного положения;

осуществления охранно-режимных мероприятий в отселенных зонах радиоактивного загрязнения.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Работники милиции имеют право применять и использовать огнестрельное оружие. Согласно Закону от 26 февраля 1991 г. «О милиции», оружие применяется в следующих случаях для:

защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;

освобождения заложников;

пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться;

пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также для пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;

задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление, либо совершившего тяжкое преступление или совершившего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений.

Работники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортных средств путем и повреждения, если водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан или не подчиняется законным требованиям работников милиции остановиться;

2) для обезвреживания животного, угрожающего здоровью граждан;

3) для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Процессуальные меры пресечения названы в ст. 239-246 статьях КоАП. Особая цель их применения - обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К таким процессуальным мерам относятся: доставление, привод, задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, их задержание, арест имущества.

При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. [35,c.245-250]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: