Взаимодействие продавцов и покупателей в экономических системах, основанных на рыночных принципах, происходит на рынках факторов производства и на рынках товаров и услуг.
Рынок (анг. - Market)- это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей, в результате осуществляется оценка продукта и признается необходимость его производства. Рынок – отношение спроса и предложения. Совокупность экономических отношений связанных с обменом ресурсов хозяйственной деятельности.
Условия существования рынка:
1) наличие частной собственности
2) свобода предпринимательства
3) наличие личных интересов
4) конкуренции
5) свободное ценообразование.
К функциям рынка относятся:
- информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
- посредническая — рынок выступает посредником между производителем и приобретателем;
- ценообразующая — стоимость складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
|
|
- регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
- стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими издержками и получать достаточную выгоду.
Интересы покупателей выражаются рыночным спросом, производителей — предложение м. Поэтому спрос и предложение называются основными элементами рынка.
Спрос — это потребность покупателей, выраженная в денежной форме, т. е. желание, стремление покупателей приобрести на рынке данный товар в соответствии со своими потребностями и денежными средствами. Объем спроса (величина спроса) — это количество товара, которое готов купить отдельный потребитель, группа людей или все население в целом в течение определенного времени по той или иной цене данного товара при прочих равных условиях.
Между ценой и объемом спроса существует обратно-пропорциональная зависимость, выражающаяся в том, что при прочих равных условиях при повышении цены единицы товара объем спроса понижается и наоборот. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и стоимостью. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл.