Вопрос 3. Предмет и методы государственного управления

Для государственного управления характерно системное представление его элементов и компонентов, а также их взаимосвязи, которые имеют принципиально важное теоретическое и методологическое значение. От того, что понимается под СГУ, в каком порядке, какие включаются в неё управленческие проявления, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие зависит почти всё, что ассоциируется с государственным управлением.

Предметом СГУ являются:

- формы и методы воздействия на производственную, социальную, духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территориями, а так же особенностями субъекта и объекта управления;

- исследование управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе функционирования государственного управления.

Методология системы государственного управления представляет собой органическую совокупность принципов, приемов и средств познания с учетом понятий и категорий данной области знаний.

Методы ГУ:

1. Объективный и субъективный.

Объективный - означает взгляд на изучаемый объект – государство и его деятельность – извне (со стороны), который объясняет совокупность элементов и взаимосвязей через анализ объективных результатов управленческой деятельности.

Субъективный – рассмотрение объекта изнутри, представление о нем тех или иных членов общества, точка зрения изучающего.

2. Основными методами познания являются:

- системный анализ;

- сравнение;

- синтез;

- обобщение;

- аналогия;

- наблюдение.

3. Информационное влияние на общество (СМИ).

4.Метод нравственного начала общества.

5. Метод экономической мотивации общества (льготы, налоговая политика и так далее).

6. Организационные методы (регламентация, нормирование, инструктирование).

7. Административные методы:

- метод изучения документов;

- метод непосредственного наблюдения (экстенсивный, интенсивный методы);

- метод «Кейс – стади» (американский метод) основан на психологической и социальной мотивации. Данный метод сначала был широко распространен в области права и частного предпринимательства в США, позже начал использоваться в науке управления. С 1944 года он стал использоваться во Франции для подготовки государственных служащих. Для данного метода характерно большое внимание со стороны психологической и социологической мотивации. Объектом исследования может являться реальное или вымышленное явление, а также общее или частное явление. В ходе исследования вырабатывается множество вариантов решения по данной проблеме, среди которых выбираются наиболее оптимальные.

8. Методы исследования операций (для хорошо структурированных проблем):

- метод математического программирования;

- теория игр;

- теория ожиданий;

- метод теории очередей.

9. Методы системного анализа (для слабо структурированных проблем). Эти методы дают оптимальное решение задачи с минимальными затратами ресурсов:

- неформальные методы (метод сценария; метод экспертных оценок; диагностический метод);

- графические методы (метод дерева-цели; матричные методы; сетевые методы);

- количественные методы (методы экономического анализа; морфологические методы; статистические методы);

- метод моделирования (кибернетический метод; описательные методы; нормативно-операционные методы).

10. Методы управления, основанные на мотивации:

- на основе властной мотивации (организационные и административные методы, которые предназначены для воздействия на субординационные, координационные и контрольные управленческие отношения);

- на основе материальной мотивации (экономические методы – эти методы основаны на материальных интересах людей и лежат в основе экономического механизма государственного и муниципального управления);

- на основе моральной мотивации (они ориентированы на моральные интересы, связанные с самовыражением и самоутверждением человека в трудовом коллективе; также эти методы устремлены на получение морального удовлетворения в труде).

К этой группе методов так же относятся социальные и психологические методы.

Социальные методы – это конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы, формирование и развитие коллектива: убеждение, социальное нормирование (пособия), социальное регулирование, широкое информирование руководителей, метод управления группой, методы управления поведением индивида.

Психологические методы – способы, приемы воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата, как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений (методы отбора, методы формирования малых групп и коллективов, методы гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального обучения).

Помимо рассмотренных методов в науке и практике управления нашел применение системный подход.

Дополнения по методам системного анализа.

В системном анализе проблемы различаются по степени их структуризации на 3 класса.

Для решения проблем I класса – хорошо структурированных, применяются методы исследования операций. Они заключаются в построении математических, экономических или статистических моделей для решения задач управления в изучении взаимосвязей, определяющих возможные последствия принимаемых решений и установление критериев эффективности, позволяющие оценить относительное преимущество того или иного варианта действий.

Исследование операций в основном предназначено для исследования технических, экономических, организационных и других проблем формальными, в том числе и математическими методами, которыми может быть получено количественное решение задачи. Эти методы применяются для поиска оптимального распределения ресурсов.

В практике применения исследования операций применяется целый ряд специальных методов:

¨ математического программирования;

¨ теории игр;

¨ метода Монте-Карло;

¨ теории очередей.

Основной областью применения методов системного анализа является II класс проблем – слабо структурированных. Для решения проблем III класса обычно применяются эвристические методы решения, с помощью которых неструктурированная проблема переводится в класс слабоструктурированных проблем. Системный анализ применяется для решения проблем, которые нельзя решить с помощью математических методов. Системный анализ позволяет определить границы возможных решений или дать альтернативные решения. Это позволяет обосновать решение более точно.

Этапы:

1. постановка задачи;

2. исследование;

3. анализ;

4. предварительное суждение;

5. подтверждение;

6. окончательное суждение;

7. реализация принятого решения.

Группы применяемых методов:

1. Неформальные методы: метод сценариев, экспертных оценок.

2. Графические методы: «дерево» целей, матричные, сетевые.

3. Количественные методы: экономического анализа, морфологические, статистические.

4. Методы моделирования: кибернетические модели, описательные модели, нормативные, операционные модели.

Системной методологии принадлежит метод «сценариев», метод экспертных оценок, метод «дерева» целей.

«Сценарий» является одним из инструментов описательного моделирования процесса принятия решения. Его не следует рассматривать как метод выбора решения. Он, являясь техническим средством, дает наиболее полное представление о решаемой задаче. «Сценарий» исследуемого процесса дает возможность детально во времени выявить последовательность действий по поиску оптимального решения, выявить и учесть при этом критические и узловые моменты. Его можно использовать в качестве модели процесса принятия решения. Экспертные методы – способ использования знаний и опыта квалифицированных специалистов при решении определенных проблем.

Виды: дискуссии, «мозгового штурма», анкетного опроса, устного опроса, методы Дельфы.

Метод дискуссии – общественное мнение вырабатывается в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой специалистов, находящихся в непосредственном контакте. Дискуссию целесообразно проводить для определения возможных путей решения поставленной проблемы.

Сущность метода «мозгового штурма» заключается в специальной организации и процедуре обсуждения. Образуются 2 группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Процедура обсуждения предусматривает возможность высказаться членов группы I в течение 20-30 минут. При этом запрещается критика высказываемых мнений. Все предложения фиксируются документально. После прекращения «мозгового штурма» аналитики оценивают высказанные экспертами мнения.

Метод анкетного опроса заключается в представлении экспертам опросных листов – анкет, на вопросы которых они должны дать ответы в письменной форме. Он может проходить очно и заочно. Вопросы делятся: объективные данные об эксперте; основные вопросы по проблеме; дополнительные вопросы и аргументации эксперта; самооценка компетенции эксперта. Основные вопросы делятся на открытые, закрытые, свободные и с «веером» ответов.

Устный опрос – интервьюирование. Опрашивающий задает вопросы по составленной программе. Смысл его заключается в ответах эксперта без серьёзного продумывания – экспромтом.

Метод Дельфы относится к наиболее эффективным методам анкетирования, осуществляемого с помощью опросных листов или телефаксов в 3-4 тура опроса, с обработкой результатов в каждом туре и информировании экспертов об этих результатах. Ответы первого тура – без аргументов, при обработке ответов выделяют средние и крайние линии.

Во втором туре они должны подтвердить или изменить своё мнение и дать объяснение, почему они так поступили. После 3 или 4 тура опроса обычно мнение экспертов перестаёт изменяться.

Метод «дерева» целей представляет собой построение связанного графа, выражающего соподчинение и взаимосвязи целей и подцелей.

Построение «дерева» целей является характерным методом в структуризации проблемной ситуации и определении цели решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: