Виды государственного управления

СУБЪЕКТ

информация о командная

результатах информация

ОБЪЕКТ

Любое управление проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта управления исходит командная информация, а от объекта управления – поступает информация обратной связи о результатах выполнения. В зависимости от способа подачи информации управление можно классифицировать по критериям и признакам:

1. В зависимости от роли, места человека, общества как объекта управления: демократическое управление, авторитарное управление.

2. По характеру взаимоотношения центральной власти с входящими в состав государства административными национальными лицами система государственного управления может быть: координационной и субординационной.

Координационное управление выражается в форме конфедерации и федерации.

Субординационное управление базируется на жестком подчинении, воздействии на нижестоящих должностных лиц органов управления. Команды поступают от вышестоящих должностных лиц органов. Пример: бывшая система управления в СССР.

3. По критерию использования различных форм собственности и владения имуществом:

· федеральное управление (закреплено Конституцией);

· региональное управление;

· муниципальное управление;

· частное (корпоративное) управление.

Корпоративное управление. Объектом выступает в основном производственная сфера негосударственной собственности. В ряде случаев крупные градообразующие предприятия берут на себя социальные функции совместно с муниципальными службами. Включает принятие бизнес-решений, контроль за рисками, обеспечение интересов акционеров, информирование общественности о деятельности фирмы.

4. По воздействию на управляемый объект:

· Отраслевое (функциональное) – на данный момент времени больше межотраслевой.

· Территориальное (три источника власти: федеральные органы, исполнительная власть субъектов РФ, местное самоуправление).

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее эффективно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли и обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Сейчас этот вид управления не практикуется.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации, комплексного развития регионов, а также на выравнивание социального и экономического уровня развития. Это наиболее эффективный вид управления.

5. По способу учета интересов объектов управления:

· административное управление (воздействие на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых вне зависимости от их мнения).

· Экономическое управление (базируется на использовании косвенных механизмов: хозяйственное законодательство, финансовая и кредитно-денежная политика).

6. В зависимости от срока исполнения принимаемого решения:

· оперативное управление (решение текущих и возникающих в результате нежелательных отклонений вопросов);

· стратегическое управление (определение целей и задач, долгосрочной ориентации по вопросам), задает направление деятельности каждому звену управления. Различают стратегии: общеэкономические – роста, стабилизации, преодоления кризиса (выживания), структурных перестроек; отраслевые – использования материально-сырьевых запасов, развития наукоемких производств, освоения космоса и др.; функциональные – подавления инфляции, привлечения инвестиций и др.

· тактическое (текущее) управление (выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок).

7. В настоящее время широко применяется антикризисное управление. Оно вводится для предупреждения и проведения процедур банкротства предприятий. Оно включает управление через арбитражных и конкурентных управляющих, а также управление управляющим предприятием – должником по договору-подряду. Антикризисное управление является принудительным и внешним, так как управление осуществляется органами, входящими в иную систему.

8. Доверительное управление осуществляется на основании договора, сторонами которого выступают: учредитель управления (собственник имущества) и доверительные управляющие организации (организация или индивидуальный предприниматель). Проводится конкурс на право заключения договора доверительного управления. Основными задачами доверительного управления акциями является повышение курсовой стоимости и ликвидности акций, предотвращение возникновения задолженности у предприятия перед бюджетом, по выплатам заработной платы и иным обязательным платежам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: