Вопрос 2.Механизм, стадии участники подготовки и реализации государственной политики

Государственная политика предъявляет высокие профессиональные и моральные требования к тем, кто ее разрабатывает и претворяет в жизнь.

Согласованную единую государственную политику в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, специальные министерства и ведомства и другие органы власти, обеспечивающие нормативную базу для развития отдельных сфер и отраслей экономики. Государственная политика получает воплощение в законах РФ, других нормативно-правовых актах, прогнозах, федеральных целевых программах, международных договорах России.

Реализация государственной политики – претворение в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти.

Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов.

Для реализации государственной политики органы государственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников. В связи с переходом к рыночной экономике общегосударственное планирование заменено в значительной степени прогнозированием. Разрабатываемые прогнозы играют роль как поисковых, так и целевых документов и имеют самое деятельное значение на всех уровнях и стадиях управления.

Прогноз - это предвидение наиболее вероятного хода событий в рамках некоторой целостности. Наличие прогноза повышает ответственность управленцев, предостерегает их от необдуманных действий. Качественный прогноз по какому-либо направлению развития страны, отрасли, региона, служит смыслом для принятия мер, корректировке политики. Например, производители, экспортеры и импортеры нуждаются в достоверных прогнозах ситуаций на мировых рынках, чтобы вовремя защититься от экономических потрясений. Прогноз не определяет параметры развития с достаточной точностью, а намечает вероятные результаты и условия, при которых они могут быть достигнуты; раскрывает положительные и отрицательные тенденции, альтернативы.

Прогнозирование законодательно определено в качестве функции ГУ. Под государственным прогнозированием понимается система научно-обоснованных представлений о направлениях развития, которые базируются на демографических, экономических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других показателях. Социально-экономическое прогнозирование призвано, прежде всего, заранее подмечать тревожные тенденции и акцентировать на них внимание. Исходным в государственном прогнозировании является анализ динамики основных макроэкономических индикаторов:

- ВВП в сопоставимых ценах;

- доходы (расходы) федерального бюджета, % к ВВП (с учетом расходов по обслуживанию государственного долга);

- объем произведенной продукции;

- объем инвестиций в основной капитал;

- экспорт (импорт), включая неорганизованную торговлю;

- потребительские цены на товары и платные услуги населению;

- номинальные, реальные располагаемые денежные доходы населения;

- численность зарегистрированных безработных.

Министерство экономического развития и торговли (Минэкономразвития) с участием других федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с программой Правительства РФ «Реформы и развитие Российской экономики» разрабатывает:

- основные показатели;

- целевые параметры;

- решение и меры по стабилизации по направлениям государственной политики.

Органы исполнительной власти и СРФ разрабатывают варианты прогнозов развития отраслей и регионов по основным показателям; планы развития для государственного сектора; получение и использование доходов от распоряжения государственным имуществом. Это учитывается при подготовке проектов Федерального бюджета:

- Прогнозы формирования и расходования средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

- Прогнозы развития рынка ценных бумаг.

- Прогнозы банкротства предприятий.

- Прогнозы взаимного экономического сотрудничества в рамках СНГ.

- Прогнозы платежного баланса.

Глобальные прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе выявления закономерностей за длительный период времени (коэффициент динамики за предыдущие годы).

Прогнозирование ни в коем случае не может полностью заменить планирование, в котором на первый план выступает определение общих целей и путей их достижения, обеспечение сбалансированности, межотраслевой увязки инвестиций.

Общегосударственное планирование осуществляется в форме разработки федеральных целевых комплексных программ. Программа предусматривает:

1. Приоритеты в реализации государственной политики.

2. Достижение конкретного конечного результата и эффекта (сроки от 1 до 5 лет).

3. Увязку материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

4. Согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.

Программа финансируется за счет государственного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников, которые привлекаются под государственные гарантии. Правительство РФ определяет государственных заказчиков, которые отвечают за реализацию программы. Государственным заказчикам уделяются необходимые финансовые ресурсы, включая валютные.

Программы, инициатором которых выступает Президент РФ, называются Президентскими.

В ряде случаев такой статус может получить уже утвержденная программа в целях обеспечения решения особо важных государственных задач. Создан центр Президентских программ Администрации Президента РФ. Например, Президентская программа «Дороги России».

Большую актуальность приобретает политическое прогнозирование и планирование. Политический прогноз базируется на идеологии, концепции развития политической системы или отдельно взятого общественного движения. Политики должны уметь предсказывать, что будет завтра, через месяц, год, недели, а затем объяснить, почему предсказываемое не сбылось.

Правительство РФ составляет план работы на год с разбивкой по кварталам, в которых отражается вся организаторская деятельность по реализации государственной политики.

Перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена деятельность Правительства РФ в предстоящем году, представляется в Государственную Думу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: