Высший исполнительной орган государственной власти субъекта РФ - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Финансирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполнительной власти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Для выполнения функций исполнительной власти в высших органах исполнительной власти создаются структурные подразделения.
Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти СРФ:
1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
2. Осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
3. Разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
4. Обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
6. Управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;
8. Осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Законодательный и высший исполнительный орган государственной власти СРФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития в интересах населения. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов СРФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.
Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа СРФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимали участие, что влечет их немедленное освобождение от должности.
Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах (конституциях), принимаемых в субъектах РФ.
СРФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти. Они обладают своей территорией и своими полномочиями независимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Органы власти таких субъектов должны строить отношения на основе договоров и соглашений.
В качестве административно-территориальных единиц в составе СРФ выделяют города и районы. На уровне района и города республиканского значения существует право органов государственной власти о включении их в единую систему исполнительной власти РФ. На этом уровне существуют органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.
Органы власти на уровне административно-территориальных единиц СРФ по статусу, полномочиям, функционированию, взаимодействию с вышестоящими органами должны соответствовать основам конституционного строя РФ.
Образована Комиссия при Президенте РФ по взаимодействию органов государственной власти РФ и СРФ. В ее обязанности входит:
· обеспечение взаимодействия органов государственной власти СРФ и РФ при принятии законов;
· выработка мер по обеспечению соответствия законов СРФ КРФ и законам РФ;
· устранение возможных разногласий между органами государственной власти РФ и СРФ;
· подготовка предложений по применению Президентом РФ самостоятельных процедур для разрешения таких разногласий.
В заседаниях Правительства РФ участвуют руководители органов государственной власти СРФ. На заседании Правительства РФ по итогам года принимают участие главы всех СРФ.
Федеральные органы исполнительной власти образуют в регионах свои подразделения - территориальные органы, которые выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они предоставляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти СРФ.
Создание данного органа производится соответствующими органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрацией СРФ. Руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством и ведомством по согласованию с СРФ.
Их деятельность осуществляется под руководством федерального органа. Также создаются межрегиональные, общие для нескольких СРФ представительства.
Принципы деятельности территориальных органов:
- разделение властей;
- разграничение предметов ведения;
- персональная ответственность;
- соблюдение законности.
Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а так же бюджетов СРФ и других источников. Устанавливается предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов.
Деятельность территориальных органов координирует полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
При Полномочном представителе Президента РФ, для усиления взаимодействия территориальных органов между собой и с СРФ, образуется коллегия федеральных органов исполнительной власти в качестве совещательного органа.
Функции коллегии:
1. Рассмотрение вопросов, связанных с развитием региона и входящих в компетенцию территориальных органов.
2. Рассмотрение предложений органов государственной власти СРФ, местного самоуправления, граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти.
3. Анализ экономической, политической и социальной ситуации в СРФ.
4. Информирование органов государственной власти СРФ и граждан о деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Заседание коллегии ведет полномочный представитель. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов коллегии и оформляются протоколами.
Введен в действие Общероссийский Классификатор органов государственной власти и управления. Он содержит информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединениях экономического взаимодействия СРФ, органов местного самоуправления.