Конкурсы качества
Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и её успешной конкуренции на мировых рынках, призваны сыграть
специальные конкурсы. Различного рода конкурсы, с присуждением их победителям почётных наград, широко используются в мировой практике.
В России функционирует Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции.
В декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовали 68 предприятий, руководители которых первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 7% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.
Учреждённый приз за качество состоит из диплома, благодарности правительства и права изобразить символ качества на продукции. Победители в конкурсе на лучшее качество продукции благодаря этому могут повысить эффективность рекламы.
Основная цель конкурса качества - помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.
Конкурсы, ставящие цель повышения качества, имеют в России уже некоторую историю. Так, в 1992 г., Санкт-Петербургским клубом менеджеров по качеству (Клуб-9000), малым научно-производственным и сервисным предприятием «Конфлакс» и журналом «Стандарты и качество», учреждён конкурс на звание «Лучший менеджер по качеству года».
В 1995 г. его соучредителями стали также Союз потребителей России и администрация Санкт-Петербурга, в 1997 г. - центр испытаний и сертификации «Тест - С.-Петербург» и АО «ТКБ Интерсертифика».
Конкурс имеет цели:
- расширить круг предприятий, обеспечивающих качество на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM;
- повысить профессиональный уровень специалистов в области качества;
- распространить опыт наиболее эффективно работающих менеджеров по качеству;
- пропагандировать в стране и за её пределами достижения российских менеджеров по качеству.
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара.
Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства.
При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление товара.
Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения, большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя.
Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых модифицированных товаров.
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей, например между металлургической промышленностью и машиностроением.
Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения её экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.
Достаточно высокая надёжность приобретённого потребителем оборудования обеспечит ритмичность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения "узких" мест.
Если не уделять серьёзного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов.