Качество и конкурентоспособность

Конкурсы качества

Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и её успешной конкуренции на мировых рынках, призваны сыграть

специаль­ные конкурсы. Различного рода конкурсы, с присуждением их победителям почётных наград, широко используются в мировой практике.

В России функционирует Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции.

В декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В кон­курсе участвовали 68 предприятий, руководители которых пер­выми оценили значение конкурса. Характерно, что 7% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.

Учреждённый приз за качество состоит из диплома, благо­дарности правительства и права изобразить символ качества на продукции. Победители в конкурсе на лучшее качество продук­ции благодаря этому могут повысить эффективность рекламы.

Основная цель конкурса качества - помочь российским предприяти­ям и организациям повысить конкурентоспособность отечест­венной промышленности на мировом рынке.

Конкурсы, ставящие цель повышения качества, имеют в Рос­сии уже некоторую историю. Так, в 1992 г., Санкт-Петербургским клубом менеджеров по качеству (Клуб-9000), малым научно-производственным и сервисным предприятием «Конфлакс» и журналом «Стандарты и качество», учреждён конкурс на звание «Лучший менеджер по качеству года».

В 1995 г. его соучредителя­ми стали также Союз потребителей России и администрация Санкт-Петербурга, в 1997 г. - центр испытаний и сертификации «Тест - С.-Петербург» и АО «ТКБ Интерсертифика».

Конкурс имеет цели:

- расширить круг предприятий, обеспечивающих качество на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM;

- повысить профессиональный уровень специалистов в об­ласти качества;

- распространить опыт наиболее эффективно работающих менеджеров по качеству;

- пропагандировать в стране и за её пределами достижения российских менеджеров по качеству.

Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, ка­чество обеспечивает конкурентоспособность товара.

Оно скла­дывается из технического уровня продукции и полезности това­ра для потребителя через функциональные, социальные, эстети­ческие, эргономические, экологические свойства.

При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качествен­ных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовле­творять потребности потребителя, а также расходами на приоб­ретение и потребление товара.

Следует учи­тывать, что среди продукции аналогичного назначения, большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наи­высший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя.

Безусловно, повышение качества сопряжено с за­тратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без раз­работки и освоения новых модифицированных товаров.

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономи­ки в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей, например меж­ду металлургической промышленностью и машиностроением.

Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения её экономичности. Повышение же качества продук­ции машиностроения имеет значение для автоматизации произ­водственных процессов в других отраслях.

Достаточно высокая надёжность приобретённого потребителем оборудования обеспечит ритмичность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения "узких" мест.

Если не уделять серьёзного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо боль­шего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных про­грамм по предотвращению дефектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow