Методы контроля качества
До середины 1960-х годов основное внимание уделялось обеспечению качества продукции. Главная роль отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции. Контроль и отбраковка в производственной практике реализовывались различными методами, которые развивались и совершенствовались под влиянием достижений научно-технического прогресса.
Организационно, система контроля качества соответствовала структуре производственного процесса и отвечала его требованиям. При этом, если производственный процесс, от закупки сырья до изготовления готовой продукции, осуществлялся на одном предприятии, продукция перед отправкой потребителю проходила приёмочный контроль качества.
Технология изготовления продукции могла состоять из большого числа операций и отличаться высокой сложностью. В этом случае, приемочный контроль сочетался с операционным контролем.
Значительная роль отводилась входному контролю закупаемого сырья.
Система контроля строилась по следующему принципу: обнаружение дефекта и изъятие бракованного изделия из процесса производства должны происходить как можно раньше, так как последующая обработка дефектного продукта приводила к серьёзным потерям и неоправданно увеличивала издержки на производство продукции.
|
|
Подход к обеспечению качества лишь с позиций контроля требовал, даже при стопроцентном контроле параметров каждой детали или изделия, большого количества квалифицированных контролёров. В крупных промышленных компаниях США число контролёров стало соизмеримо по численности с производственным персоналом, что на определённом этапе развития производства стало неприемлемо.
Неоценимую помощь в контроле качества оказали методы математической статистики, которые позволили с заданной вероятностью оценивать качество изделий при помощи выборочного метода.
Статистические методы контроля качества получили широкое распространение в промышленности развитых капиталистических стран. Они способствовали сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля.
Впоследствии, новые условия производства потребовали поиска адекватных и эффективных методов обеспечения качества.
На совершенствование методов обеспечения качества оказали влияние исследование операций, кибернетика, системотехника и общая теория систем. Кибернетический подход послужил основой появления концепции управления качеством, которая пришла на смену традиционной концепции контроля.
Эта концепция появилась в начале 1960-х годов, и одним из её основоположников был американский ученый А.В.Фейгенбаум, который предложил рассматривать каждый этап в процессе создания изделия, а не только его конечный результат.
|
|
Такой анализ позволял не ограничиваться констатацией брака, а выявить и проанализировать причины его возникновения и разработать меры по стабилизации уровня качества. Таким образом, появилась возможность управлять качеством.