Одним из внутренних источников информации, позволяющих определить структуру затрат на изделие, является смета затрат на производство.
Составление сметы обладает большим преимуществом перед другими информационными источниками, благодаря обязательности составления, достоверности и наглядности.
Она удобна для поиска направлений снижения и минимизации цены изделия.
Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.
Более сложным, трудоёмким и дорогим является получение внешней информации. Часть её содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе.
Эти данные более надёжны, по сравнению с данными, получаемыми в сфере реализации, путём проведения специальных выборочных обследованийпо изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции.
Однако информацию, получаемую из выборочных обследовании, трудно чем-либо заменить. Если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции, изучение мнения потребителей является необходимой мерой.
С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей, проводить анкетирование населения и рекламные акции продукции предприятия. Это позволит знать мнение различных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия, с использованием типической выборки
для получения информации.
При сборе таких данных, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимость между парами переменных, например ценой и упаковкой товара. Этими переменными могут быть:
а) Характеристика качества или влияющий на нее фактор;
б) Две различные характеристики качества;
в) Два фактора, влияющих на одну характеристику качества.
Целесообразно, хотя бы одной из переменных брать показатель выражающий затраты на качество, т. е. стоимостную величину.
Например, предпочтения покупателей относительно качества и дизайна упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и цены изделия.
Предпочтения, как правило, отдаются надёжной упаковке при умеренной цене.Верхний уровень цены (например, для подарочной упаковки), называется достаточно редко. Это должно обратить на себя внимание предприятия-производителя, как сигнал о завышении цены в глазах покупателя. Нижний уровень цены (продажа без упаковки), также называется достаточно редко. Это позволяет сделать выводы о том, что покупатель отдаёт предпочтение надёжности хранения и транспортировки изделия.
Таким образом, несмотря на разностороннюю информацию, характеризующую затраты на качество продукции, необходимо уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой в таблицы, графическим анализом и т. д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование статистико-математических методов.
6.3 Методы анализа затрат на качество продукции.
Понятие функционально-стоимостного анализа - ФСА