Продажа лицензий

Под продажей лицензий понимается предоставление другим лицам за плату права на использование запатентованных промышленных и коммерческих знаний (изобретений) и других видов промышленной собственности (промышленных образцов, товарных знаков), а также не пользующихся правовой охраной технических, коммерческих и управленческих секретов производства, т.н. «ноу-хау» (знаю как).

Продажа лицензий производится путем заключения лицензионного соглашения. Поскольку в этом случае объектом сделки является не материальный объект, а интеллектуальная собственность, лицензионное соглашение имеет ряд существенных отличий от традиционного договора купли-продажи.

Сторона, продающая лицензию (лицензиар), берет на себя обязательство передать и внедрить на предприятие стороны, покупающей лицензию (лицензиат), соответствующие интеллектуальные достижения для их использования в установленных соглашением пределах и в определенный срок. Лицензиат же, в свою очередь, должен за это заплатить. Причем, право собственности, и это очень важно, остается за лицензиаром.

Плата за лицензию может принимать следующие формы:

- разовый первоначальный платеж;

- ежегодные платежи;

- ежегодные проценты от прибыли или от объема продаж;

- взаимный обмен лицензиями.

Продажа лицензий открывает ряд весьма заманчивых возможностей коммерческой деятельности:

- продавец получает готовые каналы распределения и клиентуру покупателя;

- удается избежать больших валютных затрат;

- при значительных прибылях риск неудачи сравнительно небольшой;

- удается избежать больших транспортных затрат, таможенных пошлин и квот;

- резко сокращаются сроки ввода новшеств, что поднимает возможности конкурентной борьбы.

Слабые стороны этого вида коммерции следующие:

- потери в величине дохода по сравнению с собственной эксплуатацией лицензии;

- частичная потеря контроля над рынком;

- угроза потери имиджа фирмы при предоставлении её марки получателю лицензии, который может не обеспечить должного качества товара;

- трудности контроля и урегулирования спорных вопросов между сторонами, возникающих при этом сложном виде коммерции;

- опасность приобрести грозного конкурента в лице получателя лицензии.

Ключевыми вопросами при организации продаж лицензий являются удачный выбор партнера по коммерции, тщательная подготовка лицензионного соглашения, эффективное стимулирование получателя лицензии и продуманный контроль за ходом операции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: