1) Познавательная – заключается в познании, объяснении закономерностей науки экономики. Реализуется в создании теоретической системы, то есть взаимосвязанной совокупности принципов, категорий и положений. Эта функция называется позитивной экономикс (=изучение того, что есть).
2) Практическая. Состоит в выработке рекомендаций для действий хозяйствующих субъектов. По западной терминологии это образует нормативную экономикс, или суждение о том, как должно быть. Она дает истинное знание о законах функционирования и исторических тенденциях развития рыночной экономики (в широком смысле). В узком смысле – составляет основу экономической политики государства. Государство как особый политический институт, в отличие от других, призвано выражать, защищать и реализовывать интересы общества в целом. Общество заинтересовано в нормальном функционировании экономики
3) Идеологическая. Присуща экономической науке поскольку, постольку та является наукой общественной, социальной и как таковая она формирует определенное мировоззрение, т.е. определяет отношение человека к данному социальному строю. В конечном итоге идеологическая функция выражается в критике или защите существующего положения дел.
Все три функции тесно взаимосвязаны.
Теоретическое обоснование российских экономических реформ.
На протяжении 30 лет российская экономика находится в процессе радикальных преобразований. В бывшем СССР существовала не рыночная, а плановая форма общественного хозяйства. На определенном этапе была признана необходимость её реформирования, потому что начиная с 60-х годов выявилась тенденция снижения темпов экономического роста. Попытки реформирования были предприняты неоднократно (1965, 1972, 1979). Речь шла о том, что необходимо совершенствовать хозяйственный механизм (вводить хоз.расчет). Однако все эти реформы были противоречивы и непоследовательны, и не одна из них не была доведена до конца. Поэтому новое руководство страны во главе с Горбачевым приняли решение о перестройке.
Существует 2 точки зрения относительно провала перестройки:
1)Перестройка не была обоснована теоретически и не подготовлена практически.
2) Инициаторы перестройки сознательно шли на разрушение страны, преследуя цели, которые значительно отличались от официальных.
Реальный процесс перестройки даёт основания для одной и для другой точки зрения. Одним из оснований является тот факт, что цели перестройки постоянно менялись.
Цели перестройки:
1) Ускорение производства (1985-1987 г)
2) Радикальная экономическая реформа (1988-1989)
3) Регулируемый рынок (1990-1991)
4) Свободный рынок (1992)
Это были последовательные шаги к разрушению народно-хозяйственного комплекса страны, что отвечало интересам МФ капитала. Нужно было не ускорять, а стабилизировать.
В 1985 году началась трансформация российской экономики, которая делилась на 3 этапа:
1. 1985-1991. Постепенная деградация плановой административно-командной системы. Период перестройки.
2. 1992-1998. Шоковая терапия, предполагающая быстрый и радикальный переход к рынку.
3. 1998 – по настоящее время. Временная стабилизация экономики.
В 1987 несостоятелность ускорения стала очевидной. Нужно было провести технологическую модернизацию, изменить соотношение отраслей народного хозяйства. Осознание этого привело к необходимости дальнейшего преобразования. Радикальная экономикическая реформа – замена административно-командных методов управления экономическими: расширение самостоятельности предприятий, полный хозяйственный расчет, реформа финансовой системы и ценообразования.
Экономические реформы 1988 года дополнились реформами в политической сфере: демократизация, гласность, многопартийность. Были приняты законы о государственном предприятии и кооперации (1988), закон об аренде, оптовой торговле, о многообразии собственности (1990). В настоящее время считают, что эти реформы разрушили старую систему, которая была не оптимальна, но работала. Оснований для такого вывода было более чем достаточно, т.к. эти реформы не принесли никаких положительных результатов.
Реформы свелись к тому, что:
1. Темпы роста продолжали снижаться.
2. Усилилась разбалансированность народного хозяйства.
3. Произошел полный развал потребительского рынка.
4. Дезорганизовано финансовое обращение.
5. Огромный рост бюджетного дефицита.
6. Нарастание инфляционных процессов.
7. Резко увеличились объемы теневой эконгомики (40% от ВВП)
8. Началось социальное расслоение общества.
К негативным чертам советской экономики относили:
1) Всеобщее огусодарствление хозяйственной жизни.
2) Высокая степень монополизации экономики.
3) Диспропорциональность в развитии определенных отраслей.
4) Невосприимчивость к научному прогрессу.
5) Психология уравнительственности.
6) Иждивенчество
1992-1998 – период "шоковой терапии", предполагающей быстрый и радикальный переход к рынку. Этап начался после распада СССР. Августовский путч => сформировалось новое правительство во главе с Гайдаром. С 1993 года российское правительство возглавляет Виктор Черномырдин. Начали осуществляться меры по выводу страны из кризиса. В качества теоретической основы рыночных преобразований была выбрана либерально-монетаристкая модель.
Она характеризовалась несколькими моментами:
1) Полная либерализация рынка.
2) Массовая форсированная приватизация.
3) Жесткая кредитно-денежная политика
Итоги:
1) Беспрецедентное падение производства
2) Инвестиционный кризис
3) Неплатежи и бартер (усилилась натурализация хозяйства)
4) Потеря управляемости экономики.
Оценка шоковой терапии экономистами
1) Российская экономика утратила возможность не только расширенного, но и простого производства. Произошло сужение.
2) Произошли существенные народно-хозяйственные сдвиги, и Россия превратилась в типично сырьевую страну.
3) Реформа имеет негативные социальные последствия: двухкратное сокращение доходов, лишение гарантированных прав на труд, жилье, образование и т.д., рост нищеты и преступности.
Единственным достижением шоковой терапии явилось создание институциональных основ возникновения рыночной экономики.
Экономическая политика Японии. Урока для России.
Основой всего является промышленный потенциал страны. Стратегия развития промышленности страны включает 2 момента:
1) Создание экономической среды, способствующей притоку национального капитала промышленности.
2) Размещение национального капитала в определенных направлениях промышленного производства, которые избраны в соответствии макроэкономической специализации промышленного производства в данной стране.
Существует два варианта макроэкономической специализации: экспортоориентированный и импортозамещающее.
Импортозамещающая модель ориентирована на национализацию промышленности, на производство всей продукции за счет собственных ресурсов. Замещение на этой основе товарного импорта. Такая модель характеризуется деконцентрацией капитала искусственным поддержанием структурно-избыточных предприятий за счет перераспределения ресурсов из более структурно-перс. отраслей и усиление на этой основе монополизма производителей. Крупная страна не может сделать однозначный выбор в пользу какой-либо экспортной отрасли. Нвозможно переориентировать крупную страну на экспортную экспансию, потому что она сама по себе представляет экспортный полигон для различных своих регионов.
Схема проведения экспортноориентированной экономической политики:
а) Выбор экспортной отрасли.
б) Помещение её конкурентноспособности на мировом рынке
в) Увеличение экспортных доходов
г) Улучшение сальдо (торгового баланса)
Важное значение для динамики промышленного производства имеет выбор отрасли-локомотива (главенствующую отрасль). Наиболее оптимальным вариантом выбора отрасли-локомотива является экспортная отрасль. Экспортноориентированную модель - японская модель экономического развития.
Условия эффективности экспортной деятельности:
1) Увеличения объемов товарного экспорта.
2) Повышение ценовой конкурентоспособности экспорта
3) Улучшение структуры экспорта, т.е. улучшение экспорта товара с большой доли добавленной стоимости.
Реализация экспортоориентированной промышленности зависит от ряда фактов: внутренних эндогенных и внешних экзогенных.
К экзогенным фактам относятся:
1. Состояние экономики принимающей страны.
2. Уровень доходов населения и предприятий в принимающей стране после уплаты налогов. Низкий уровень доходов, как и высокий уровень налогов, сокращает возможности для импорта, а следовательно – для экспорта вывозящей страны и наоборот.
3. Темпы роста внутренних цен (инфляции) в принимающей стране. Высокие темпы роста инфляции увеличивают емкость рынка и создают благоприятные условия для импорта.
4. Соотношение между национальный денежной единицей и денежной единицей принимающей страны. Заниженный валютный курс стимулирует экспорт товара, а заниженный валютный курс принимающей страны стимулирует импорт товаров.
5. Уровень цен на товары, которые импортирует страна, избравшая экспортивный путь развития.
В любой экономической системе существуют отрасли, имеющие высокую зависимость от импорта и наоборот.
Отрасли, зависящие от импорта:
1) Стуктурно-убыточные отрасли, которые прошли взлет в своем промышленном развитии.
2) Традиционные отрасли.
3) Структурно-непрофильные.
4) Структурно-перспективные, которые требуют финансовой поддержки для быстрого прохож-дения стадии роста.






