Психологическая строение слова

Психолингвистические проблемы семантики. Слово, его психологическое строение.

ЛЕКЦИЯ № 2

1. Психологическая строение слова

2. Функции слова

3. Развития значения слова в онтогенезе

4. Семантические поля и методы их изучения

5. Методы изучения значения слова и понятий

Речевое общение осуществляется по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических, лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения. Язык включает в себя слова с их значениями и синтаксис (изучение строения словосочетаний и предложений).

По мнению А.А.Леонтьева, язык имеет социальную природу. Большое внимание в психолингвистике уделяется проблеме взаимоотношений языка и речи, так как язык и речь составляют в речевой деятельности человека сложное диалектическое единство. Язык становится средством общения, речевой коммуникацией и одновременно инструментом мышления только в процессе речи. В свою очередь речь осуществляется по правилам языка и на основе использования соответствующих знаков языка.

Речь построена из элементов языка, подчинена его законам. Но она не тождественна языку. В живом процессе речи языковые единицы (фонема, морфема, слово) получают выбор, размещение, комбинирование, повторение и трансформирование.

К основным единицам языка, выделяемым в психолингвистике относятся: фонема, морфема, слово, предложение и текст.

Основной и универсальной единицей языка является слово, которое выступает в нескольких проявлениях:

- представляет собой лексическую единицу языка, обладающую несколькими значениями;

- выступает и как грамматическая единица;

- выступает как строительный элемент синтаксиса.

Другая единица языка – предложение, которое также определяется в психолингвистике как основная и универсальная единица языка. Предложение выступает в качестве основного средства отображения предмета речемыслительной деятельности.

Макроединицей языка является текст – сочетание нескольких предложений в относительно развернутом виде, раскрывающих ту или иную тему. Отличительными признаками текста как единицы языка являются: тематическое единство, смысловое и структурное единство, композиционное построение и грамматическая связность.

В психолингвистике общепринятой является концепция, согласно которой язык рассматривается как одна из знаковых систем.

Слово – основной элемент и одновременно – знак языка. Слово обозначает предметы, действия выделяет их признаки, обозначает отношения между предметами. Эту основную его роль позволяет выполнять его семантическая (смысловая) структура, включающая значение и смысл слова.

Слово как знак не сразу заключает в себе все средства для обозначений тех или иных явлений. Первоначально слово имеет диффузное неустойчивое значение, которое меняется в зависимости от изменения ситуации. Значение приобретает свою определенность и понятность лишь благодаря симпрактическому контексту (практические действия, в которое вплетено слово, жесты и интонация – например звукокомплекс «татата» может обозначать много предметов в зависимости от ситуации). В дальнейшем система языка и его знаков образует систему кодов, которые помогают усвоить и понять слово, не зная ситуации и не находясь в ней. После 1,5 лет ребенок начинает осваивать коды языка (морфологическая система)

Например: Онтогенетическое формирование языка — это путь постепенной эмансипации от симпрактического контекста и выработки синсемантической системы кодов.

Развитие речи ребенка связано с появлением у него «гуления» - выражение состояния ребенка, это не обозначение предметов, так как звуки, которые рождаются в «гулении», дальше не закрепляются в речи ребенка

Первые слова рождаются не из звуков «гуления», а из тех звуков языка, которые ребенок усваивает из слышимой им речи взрослого. Но этот процесс усвоения звуков языка, составляющий важнейший процесс формирования речи, происходит далеко не сразу и имеет очень длительную историю

Возникновение первого слова всегда связано с действием ребенка и с его общением со взрослыми. Первые слова ребенка не выражают его состояния, а обращены к предмету и обозначают предмет. Однако эти слова сначала носят симпрактический характер, они тесно вплетены в практику. Если ребенок играет с лошадкой и говорит «тпру», то это «тпру» может обозначать и «лошадь», и «сани», и «садись», и «поедем», и «остановись» в зависимости от того, в какой ситуации и с какой интонацией оно произносится, какими жестами оно сопровождается. Поэтому хотя первое слово ребенка и направлено на предмет, оно еще остается неразрывным с действием, т. е. носит симпрактический характер.

Только на следующем этапе слово начинает отрываться от действия и постепенно приобретать самостоятельность.

Через некоторое время после появления элементарных, диффузных, симпрактических слов (примерно в 1 г. 6 — 1 г. 8 мес.) ребенок впервые начинает усваивать элементарную морфологию слова, и тогда он вместо «тпру» начинает говорить «тпрунька», прибавляя к этому диффузному слову «тпру» суффикс «нька»; в этом случае слово «тпрунька» уже начинает обозначать не «садись», не «поехали», не «остановились», а «лошадь», «сани» или «тележка». Оно приобретает характер существительного, начинает иметь предметное значение именно в связи с усвоением суффикса, т. е. усвоением элементарной морфологии существительного; оно перестает обозначать ситуацию и становится самостоятельным, независимым от своего симпрактического контекста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: