Референдум в зарубежных странах

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Понятие и виды избирательных системы в зарубежных странах

Избирательный процесс в зарубежных странах

Основные принципы избирательного права в зарубежных странах

Понятие и источники избирательного права в зарубежных странах

Избирательное право в объективном смысле – совокупность правовых норм определяющих принципы, порядок и гарантии организации и проведения выборов.

Избирательное право в субъективном смысле – гарантированные государством право конкретного лица на участие в выборах.

Источники избирательного права в зарубежных странах:

1. Конституция. Основные принципы избирательного права, субъекты избирательного процесса. Конституции Перу, Узбекистана, Туркменистана, Украины имеется отдельная глава/раздел закрепляющий основные принципы избирательного права. В последнее время наблюдается тенденция к расширению конституционного регулирования выборов. В частности новая конституция Марокко 2011 Закрепляет принципы относящиеся к международным стандартам организации проведения выборов (Транспорентные выборы – «прозрачные выборы»)

2. Международные правовые акты. Это универсальные и региональные обязательные и рекомендательные международные документы касающиеся выборов. Всеобщая декларация прав человека 1948, Международный Пакт о гражданских и политических права 1966, документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990, декларация о критериях свободных и справедливых выборах межпарламентского союза 1994.

3. Законы о Выборах. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002. Особое место тут занимают избирательные кодексы. Франция, Венгрия, Бельгия, Бразилия, Армения и другие государства.

4. Регламенты парламента.

5. Акты исполнительных органов власти

6. Акты главы государства

7. Акты избирательных органов (Избирательные комиссии)

8. Акты органов местного самоуправления

9. В отдельных государствах в качестве источника избирательного права выступают Конституционные обычаи (Ватикан)

Основные принципы избирательного права:

1. Принцип всеобщности

2. Равного избирательного права

3. Свободного избирательного права

4. Принцип непосредственности и опосредованности (прямого и не прямого)

5. Принцип тайного голосования

Всеобщного – субъективное избирательное право предоставляется каждому гражданину по достижении определенного возраста если гражданин не страдает в силу болезни или дефектов развития пороками, препятствующими его сознательному волеизъявлению.

Всеобщее избирательное право может быть ограничено избирательными цензами то есть определенным требованиями которым должно отвечать лицо для участия в выборах.

Избирательные цензы:

1. Возрастной. Для АИП он составляет 16 лет на Кубе, 17 лет в КНДР, 18 в Подавляющем Большинстве стран ФРГ, Монако, Италия, 21 год в Турции. Для пассивного избирательного права: Президент 23 года во Франции, 35 в США, России, Португалии, ФРГ – 40, 45 – Монголия, 50 – Италия.

2. Ценз гражданства. В отдельных странах используется квалифицированный ценз гражданства.

3. Оседлости. Для АИП от 1 месяца до 2 лет. Для пассивного избирательного права более высокий. Для кандидата в президенты РФ – 10 лет, США – 14 лет, Франции – Не Установлено.

4. Имущественный ценз. Бельгия 1831 Конституция устанавливает подобный ценз для выборов в сенат. Необходимо уплачивать 1000 флоринов.

5. Ценз Пола. Недопущение к выборам женщин. До 1917 года женщины обладали АИП в Австралии, Финляндии, Дании, Исландии, Новой Зеландии, Норвегии. За период с 1917 по 1920е избирательное право было закреплено за женщинами в 15 странах включая Великобританию, Германию, США. С 21 по 44 – в 14 странах (Бразилии в 1934, во Франции в 1944). С 1945 – 1950 (В 21 стране) В Италии, Японии 1945. С 1951 – 1967 в 57 странах. В 1971 в Швейцарии. В 1978 в Княжестве Андора. В 1984 – Лихтенштейн. В Саудовской Аравии женщины не имеют права голоса. С 1996 в Омане а пассивное с 2003. С 2003 в Катаре.

6. Культурные цензы. Образовательные цензы (Турция). Ценз грамотности. У нас ценз грамотности предполагает владение государственным языком.

7. Религиозный ценз. Для участия в голосовании лицо должно быть приверженцем определенной религии. (Иран)

8. Моральные цензы. В Исландии права голоса лишены лица с запятнанной репутацией.

9. Расовый. Недопущение к выборам чернокожего населения. До 1994 года.

10. Профессиональный. Предполагает недопущение к участию в выборах лиц занимающихся определенным видом деятельности. Церковнослужители в Великобритании. Пассивное избирательное право может быть ограничено по мотивам не избираемости и несовместимости.

Не избираемость может быт абсолютной и относительной.

При абсолютной лицо не может баллотироваться не в одном из избирательных округов.

При относительной не избираемости лицо не может баллотироваться лишь в конкретном округе с которым он связан определенным служебными отношениями.

Не совместимость означает запрет одновременно занимать должность в различных ветвях власти.

Принцип равного избирательного права.

Равенство может носить как формальный так и материальный характер. Формальное равенство означает что:

1. Каждый избиратель имеет равно число голосов.

2. Каждый кандидат участвует в выборах на равных основаниях

Материальное равенство избирательного права означает:

1. Голос каждого избирателя должен иметь одинаковый удельный вес

2. В стране существует единый избирательный корпус

Нарушениями принципа равного избирательного права в зарубежных странах являются:

1. Плюральный вотум. Что избиратели имели не равное количество голосов.

2. Куриальные выборы. Избирательный корпус делится на разные группы с неравным заранее фиксированным представительством.

3. «ДжериМандеринг», Избирательная геометрия или Избирательная география. Суть его состоит в произвольной нарезке избирательных округов или округа с неравным количеством избирателей, нарушением территориального принципа с целью сконцентрировать избирателей, сторонников оппозиционных партий в одном или нескольких округах, получить перевес голосов в большинстве других округов и таким образом выиграть выборы. В 1874 Верховный суд США привал ДжериМандеринг не конституционным.

Принцип свободных выборов.

Предполагает что избиратель самостоятельно решает участвует ли он в выборах, за кого голосовать…

Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентеизмом.

В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум то есть юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании(Австрия, Бельгия, Бразилия, Люксембург, Турция и другие государства).

Ответственность за неисполнение:

1. Общественное порицание

2. Штраф. Люксембург от 250 до 500 евро.

3. Тюремное заключение. Австрия. 1 месяц. Если не уплатил штраф за неучастие в выборах.

Принцип опосредованности и непосредственности выборов.

Не прямые выборы бывают двух видов:

1. Косвенные выборы – члены государственного органа избираются специальной коллегией (ФРГ) Федеральное собрание.

2. Многостепенные выборы. Предполагает что нижестоящие представительный органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы. Последние избирают следующее звено и так далее.

Принцип тайного голосования предполагает запрет наблюдения на волеизъявлением избирателей.

Понятие избирательный процесс используемое в законодательстве зарубежных стран означает мероприятие связанное с организацией проведения выборов. В рамках данного процесса выделяются несколько этапов которые в свою очередь можно разделить на стадии характеризующиеся достаточно жесткими временными рамками и набором определенных действий.

Т.А. Васильева выделяет 4 основных этапа избирательного процесса:

1. Подготовительный этап

2. Голосование

3. Подсчет голосов

4. Определение этапов голосования

Избирательный процесс состоит из ряда обязательных стадий:

1. Назначение даты голосования или назначение выборов

2. Определение избирательных округов и организация избирательных участков

3. Создание избирательных органов

4. Регистрация избирателей

5. Выдвижение кандидатов

6. Регистрация кандидатов

7. Предвыборная агитация

8. Голосование

9. Подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов

10. Обнародование итогов выборов

Факультативные:

1. Второй и последующий тур голосования

2. Окончательное определение результатов голосования

Назначение даты голосования – существует несколько подходов к определение времени проведения выборов. Во первых: жесткое четкое определение даты голосования. Может быть установлен конкретный день проведения выборов (США, Швеция). Точно установлен месяц проведения выборов (Лихтенштейн). Законодатель не определяет конкретную даты выборов а устанавливает в каких временных рамках должны состоятся выборы. При этом сроки проведения выборов могут увязываться с истечение полномочий выборного органа (Чехия, Польша).

В законодательстве отсутствуют специальные положения о сроках проведения выборов, устанавливаются лишь временные рамки между роспуском старого и созывом нового парламента (GB).

Назначение выборов относится к компетенции различных государственных органов. В целом можно выделить 2 подхода:

1. Государство в котором только 1 орган имеет право назначать выборы (Например Король в Испании)

2. …

Для проведения голосования образуются избирательные округа. Они образуются в зависимости от числа избирательных лиц одномандатные и многомандатные с учетом территориальных границ (общенациональные и территориальные). Применение определенного вида избирательного округа зависит от избирательной системы.

Избирательные участки представляют собой пункты голосования на которых избиратели выражают свою волю.

Создание избирательных органов.

Избирательные органы уполномочены заниматься подготовительной организационной работой для проведения выборов.

Существует несколько способов организации государственных органов:

1. Данный органы учреждаются перед каждыми новыми выборами (Австрия, Италия)

2. Избирательные органы работают на постоянной основе

3. Смешанная система (Мексика, Польша) При этой системе высшие избирательные органы создаются как постоянно действующие а нижестоящие избирательные органы функционируют только во время конкретной избирательной компании.

Регистрация избирателей.

Заключается во включении их имен в список избирателей. В зависимости от того на ком лежит бремя проведения этой процедуры все системы делятся на 2вида:

1. Государственную (Обязательную)

2. Личную (Не Обязательную)

Гражданин должен сам позаботиться о своем включении в списки и зарегистрироваться в компетентных органах в качестве избирателя. (Испания, Мексика).

При обязательной регистрации фамилия избирателя автоматически включается в списки при достижении определенного возраста.

2подхода: Автоматическая регистрация (ФРГ, Швейцария) – где ведется учет перемещающегося населения. Во вторых: в Канаде – где отсутствует принудительная регистрация перемещения населения применяется метод обхода специальным должностным лицом отведенного ему участка и подсчета избирателей.

Могут быть постоянными и временными. Постоянно уточняются постоянная а временные составляются каждый раз к новым выборам.

Выдвижение кандидатов.

Кандидат в зарубежных странах может быть выдвинут следующими способами:

1. Самовыдвижение кандидатов (Литва, Норвегия)

2. Выдвижение политическими партиями (Болгария, Испания, ФРГ и др.)

3. Выдвижение общественными объединениями (Украина)

4. Выдвижение группой избирателей (Один избиратель может выдвинуть кандидатуру в Индии, Японии, два – в Бельгии, 10 в Великобритании, 25 в Люксембурге)

5. Выдвижение определенным числом лиц обладающих выборным мандатом.

6. Праймерис. Первичные выборы. США, ЮАР.

В отдельных зарубежных странах для регистрации необходимо:

1. Внесение избирательного залога, то есть определенной денежной суммы которая возвращается в случае по результатам голосования.

2. Декларация о доходах.

3. Предоставление медицинской справки о состоянии здоровья.

4. В Алжире письменный документ в котором он обязуется уважать и прославлять Ислам и не использовать ее для партийных целей.

Предвыборная агитация. Обычно начинается после регистрации кандидатов и заканчивается за 24 часа до голосования или в день накануне голосования. В законодательстве большинства стран в общем виде закрепляются сходные принципы избирательной компании. Часть третья статьи 113 Конституции Португалии.

Формы предвыборной агитации. Дебаты, Встречи с избирателями, выступления по радио и телевидению, распространение печатных агитационных материалов и другие.

Голосование – это важнейшая стадия избирательного процесса во время которого производится избрание конкретного лица или политической парии. Голосование в зарубежных странах может быть очным, во вторых заочным.

Заочное в 2х формах: непосредственное и опосредованное.

Непосредственное – голосование по почте.

Опосредованное – голосование по доверенности.

3 основных способа голосования: -голосование бюллетенями (РФ, Украина)

-система электронного голосования (системы голосования перфокартами, системы оптической нумеризации, системы прямого электронного регистрирования, интернет)

По средствам перфокарт системы избиратель отмечает свой выбор пробивая бюллетень для голосования в специальном пробивающем средстве после чего избиратель может вставить карту прямо в аппарат предназначенные для подсчета голосов на избирательном участке либо вбросить в ящик для голосования которое перенесут в центральное бюро для подсчета голосов.

Оптической нумеризации – избиратели которые используют бюллетени для голосования читаемые машиной получают карту, на которой напечатаны номера кандидатов. Рядом с каждым именем расположен символ: прямоугольник, круг или не полная стрела.

Во время передачи своего голоса избиратель либо вводит свою карту прямо в считывающее устройство на избирательном участке либо вбрасывает ее в урну для голосования которая затем переносится в централизованное место для подсчета голосов. (США, Австралия)

Системы прямого электронного регистрирования – применяется в Бельгии, Бразилии, Индии, США и других странах. Избиратели использующие при голосовании эту систему отмечают свой выбор прямо на электроном аппарате.

Голосование по средствам интернет. 3 формы:

1. Голосование по средствам интернета на избирательном участке

2. Голосование по средствам интернет в киоске а именно избиратели голосуют на машинах контролируемых организацией по электронном управлению расположенных в публичных местах.

3. Дистанционное голосование по средствам интернет.

Подсчет голосов, установление результатов голосования.

Некоторые авторы (В.В. Маклаков) к стадиям избирательного процесса относят контроль за проведением выборов.

В узком смысле – способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

В широком – порядок организации и проведения выборов

Виды избирательных систем:

1. Мажоритарная (Относительного большинства (Великобритания, Индия), Абсолютного большинства голосов (Франция, РФ), Квалифицированного большинства голосов (избранным считается лицо там где набрано свыше указанного количества голосов (Чили)).

2. Пропорциональная (Более 150 разновидностей) Голоса отдаются за конкретные партии и это системы применяется в многомандатных избирательных округах). Применяется в Финляндии, Швейцарии, Австрии, Бельгии. При это системы используются 2 метода:

a. Метод избирательной квоты

b. Метод делителей

Избирательная квота – это наименьшее число голосов избирателей необходимое для избрания одного кандидата.

Естественная квота Хэйра. Количество голосов поданых за каждый партийный список делится на избирательную квоту а целое число от деления дает количество полученных партией мандатов. Недостатком метода избирательной квоты является то что она не позволяет распределить одновременно все депутатские мандаты поэтому применяются дополнительные правила распределения мандатов:

1. Правило наибольшего остатка

2. Правило наибольшего избирательного числа

3. И другие

Метод делителей – предполагает последовательное деление числа голосов поданных за каждый партийный список на определенную серию делителей.

Несколько методов делителей:

1. Д онта.

2. Империальный. Также ка к и Донта но начиная с двойки.

3. Датский – деление на ряд целых чисел начиная с единицы. 1,4,7.

4. Сент- Лагуюэ. Деление на целые нечетные числа

5. Модифицированный метод Сент- Лагюэ. 1,4 первый делитель. Далее, 3, 5.

Референдум – представляет собой голосование избирателей по средствам которого принимается государственное или самоуправленческое решение.

1439 – Первый референдум в Швейцарии.

Иногда в законодательстве зарубежных стран встречаются иные термины.

Плебисцит – это голосование избирателей по международным вопросам, по вопросам о принадлежности государственных территорий, по вопросам относящимся к личности президента или иного лица облеченного государственной властью.

Отдельные авторы рассматривают плебисцит как отдельную форму демократии (Лучин) или разновидность референдума (Маклаков В.В.).

Конституции некоторых государства (ФРГ) предусматривают возможность проведения двух видов народного голосования:

1. Референдума имеющего решающий характер

2. Народного опроса

В основных законах ряда европейский стран выделены специальные разделы или главы посвященные референдуму: Конституции Албании, Польши, Швейцарии, Словакии.

Другие Конституции содержат отдельные статьи регулирующие основные вопросы референдума и отсылающие к закону (ФРГ, Австрия). Термин референдум встречается в конституциях Греции, Италии, Франции но не раскрывается его содержание.

В конституциях зарубежных стран встречается также термин Всенародное голосование (Австрия, Латвия), Совещательный Референдум (Финляндия, Швеция), Обязательный и факультативный референдум (Швейцария).

Классификация референдумов

По масштабам:

1. Общенациональные

2. Местные (иногда выделяют региональные и местные)

В одних государствам референдумы проводятся на центральном и местном уровнях. В других (США, Чехии) референдумы проводятся только на местном уровне.

По предмету референдумы делятся на конституционные, законодательные, международно-правовые.

Данная классификация была предложена итальянским ученным Бискареци Деруфия.

Конституционный референдум предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов конституций или поправок к ней. (Франция, Испания, Исландия).

Законодательный референдум проводится в отношении проектов или действующих законов. Законодательный референдум предусмотрен конституциями Албании, Австрии, ФРГ, Греция, Франция, Дания, Португалия и другие.

Это как правило утверждающие референдумы.

Референдумы по международно-правовым вопросам. Получили широкое распространение в последние лет 20. Возможность проведения таких референдумов прямо предусмотрена в рядке Конституций (Швейцария).

В последнее время выделяются такие виды референдумов как административно-правовые на которые выносятся вопросы касающиеся решений управленческого характера. В частности это вопросы касающиеся изменения административно – территориального деления или границ субъектов федерации. (статья 29 Основного закона ФРГ, СТАТЬЯ 132 Конституции Италии).

В последние десятилетия прослеживается тенденция вынесения на голосование граждан значимых вопросов социального, морального, религиозного или этического характера. (Развод, добровольное прерывание беременности, отказ от воинской службы по мотивам религиозного характера, употребление алкогольных напитков).

По степени необходимости:

1. Обязательные Швейцария

2. Факультативные Франция

По обязывающей силе итогов:

1. Решающие (Франция, Испания

2. Консультативные (Финляндия)

Отдельной разновидностью референдума является отменяющий референдум (народное вето) по средствам которого решается вопрос о полной или частичной отмене закона.

В Италии прошло 45 голосований с 1974 – 2002 по данному вопросу.

Субъекты инициативы проведении референдумов в зарубежных странах:

1. Президент (Франция)

2. Парламент (Испания)

3. Определенное число парламентариев (Венгрия)

4. Правительство (Франция)

5. Местные представительные органы (Италия)

6. Определенное число избирателей (Швейцария)

Общенациональные референдумы в зарубежных странах назначаются президентом (Португалия), Парламентом (Венгрия, Греция, Литва, Болгария), Парламентом и главой государства (Польша).

Формула референдума – это формулировка вопросов выносимых на референдум. Бывает 2х видов:

1. Предложение одного варианта решения

2. Предложение 2х и более вариантов

Не выносятся вопросы:

1. Чрезвычайного характера

2. Требующие специальных знаний

3. Ответ на который известен заранее

4. Вопросы бюджета

5. Амнистии

6. Кадровый вопросы и другие.

Как правило решение считается принятым если за него проголосовало большинства избирателей (Польша, Италия и другие).

В конституции Дании, Швеции, Ирландии содержат нормы определения итогов референдума на базе отрицательных голосов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: