Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Вопрос
Компетенция парламента в зарубежных странах
Правовой статус парламентария в зарубежных странах
Внутренняя организация парламента в зарубежных странах
Структура и порядок формирования парламента в зарубежных странах
Понятие, функции и виды парламентов в зарубежных странах
Парламент в зарубежных странах
Вопросы:
Вставить пропущенное вступление.
Парламент в зарубежных странах имеет различное наименование: эдускунто (Финляндия), Стортинг (Норвегия), Фолькетинг в Дании, Верховная рада в Украине, Федеральное собрание в РФ, Генеральные штаты в Нидерландах, Меджелис в Туркменистане, Народное собрание в Болгарии, Египте, Наицональный конгресс в Аргентине, Бразилии, Ждатья Сангсада в Бангладеш, Лоя Джирга в Авганистане, Государственное собрание в Венгрии и другие наименования.
Французский парламент не имеет никакого названия.
Функции парламента:
1. Законодательная функция которая состоит в принятии законов, поправок к закону
2. представительная функция
3. Бюджетно-финансовая функция. Определяет статьи государственных доходов и расходов
4. Участие в формировании государственных органов
5. Контрольная функция парламента. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти
6. + профессор А.С. Автономов выделяет церемониальную функцию парламента.
Основные – 1, 5, учредительная.
В настоящая время в отдельных зарубежных странах наблюдается тенденция усиления контрольной функции парламента (Франция, РФ, Марокко и др.).
Виды парламентов.
С точки зрения объемов полномочий:
1. Парламенты с неограниченной компетенцией (Великобритании)
2. Парламенты с ограниченной компетенцией:
a. Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией (Французской Республики)
b. Парламенты с относительно ограниченной компетенцией (Конгресс США)
В настоящее время зарубежные парламенты имеют одно и двух элементную структуру тое есть являются либо монокамеральными либо бикамеральными.
Однопалатные парламенты функционируют в Украине, Литве, Латвии, Болгарии, Финляндии, Словакии, Люксембурге, Албании и других государствах.
Двухпалатные: США, Мексика, Бразилия, Ирак, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Франции, Великобритании и других государствах.
Структура парламента может трансформироваться в зависимости от соотношения политических сил в конкретной стране.
Верхняя и нижние палаты различаются по численному составу, порядку формирования, компетенции, статусу и другим признакам.
Численный состав палат парламента может устанавливаться:
1. Конституцией (Австрия, Италия, с 2008 года Франция)
2. Специальным законом (Япония)
В среднем численный состав палаты составляет 200 – 600 человек.
Нижние палаты избираются в среднем на 4 -5 лет, редко 2 года (США), 9 лет (Аргентина).
Иногда обе палаты избираются на равный срок полномочий (Италия) но чаще верхние палаты избираются на более продолжительный срок.
В некоторых странах (Франция, США) предусмотрено частичное обновление – ротация.
Как правило нижние палаты парламенты избираются прямых всеобщих выборов.
Иногда использует смешанный способ формирования (Прямые выборы +назначение).
Способы формирования внешних палат парламента в зарубежных странах:
1. Прямые выборы (Сенат США)
2. Косвенные выборы (Сенат во Франции)
3. Назначение (Канада Сенат – из 104 членов)
4. Комбинированный (Выборы + назначение)
5. Косвенные выборы + назначение
6. До 1999 года в Великобритании места в верхней палате могли быть заняты по наследственному принципу.
С точки зрения соотношений полномочий палат можно выделить 2 основные модели:
1. Парламенты с равным статусом палат (Равноправный бикамерализм) Италия.
2. Парламенты с неравным статусом палат
В странах с неравным статусом палат нижняя палата является основным законодательным органом.
Руководящие органы палаты парламентов могут быть 2х видов:
1. Индивидуальные – Председатель Палаты – Спиккер, Генарльный совет Андоры – Синдик, рейкстаге – Тальман (Швеция)
2. Коллегиальные
На одну сессию руководящие государственные органы парламента формируется в Бельгии, Португалии, на 1 год в Швейцарии.
Индивидуальный орган может заниматься свой пост по должности, по средствам назначения (Канада), в результате избрания членами парламента (Франция).
В зависимости от объема полномочий выделяют 2 модели правового статуса председателя палаты парламента:
1. Модель сильного председателя палаты
2. Модель слабого председателя палаты
Сильный председатель обладает рядом значительных полномочий среди которых: возможности определенным образом влиять на законодательный процесс. «Гильетина, кенгуру»
Гильетина – право председателя закрыть, прекратить обсуждение законопроекта в определенное время.
Кенгуру – право председателя выбирать по своему устранению поправки к закону и ставить их на рассмотрение в парламент.
Сильный председатель обладает полномочиями с привлечением парламентариев к дисциплинарной ответственности.
Модель слабого председателя – руководитель палаты парламента выполняет лишь функции процедурного характера в частности он занимается лишь тем что руководит заседанием. (Франция).
Постоянная депутация – это орган который избирается в каждой палате парламента и обеспечивает осуществление полномочий парламента в период между сессиями. (Испания, Португалия, Мексика).
Квесторы – должностные лица которые отвечают за функционирование финансовых и административных служб парламента. (Бельгия, Греция, Италия,Франция).
Секретари – избираются из числа депутатов. В их компетенцию входит опубликование стеннограм созидания, проверка их аутентичности, подписание законов принятых парламентом.
Партийные фракции – Объединяют членов одной политической партии или партии одной политической партии.
Минимальное число членов для создания партий фракции составляет: один человек в Нидерландах, 5 человек в нижней палате Швейцарии, Австрии, 7 в Ирландии, 10 – в палате депутатов Греции, сенате Италии, 20 – в палате депутатов в Италии, национальном собрании Франции, 5% от общей численности в бундестаге ФРГ и другие.
Комитеты или комиссии – по времени действия – постоянные (на весь срок полномочий парламента) и временные (для достижения определенной цели, в определенный срок)
Постоянные в зависимости от определенности компетенции:
1. Специализированные. Строго определенную предметную компетенцию.
2. Не специализированные.
Порядок деятельности парламента.
Основной формой деятельности парламента является сессия. Парламент может созываться на одну сессию в год (США), на две сессии в год (До 1995 года во Франции), может находится в состоянии постоянной сессии.
Сессии парламента:
1. Ординарные (Очередные)
2. Чрезвычайные (Не очередные) Созываются по инициативе установленных субъектов. Президент (РФ), Правительство (Франция), Определенная часть парламентариев (Франция, Греция), Председатель палаты парламента (Итальянская Республика).
Правовой статус – это права, обязанности парламентария, формы и гарантии деятельности депутата а также его ответственность.
Характер депутатского мандата:
1. Свободный мандат – парламентарий представляет интересы всего народа, всей нации. Не может быть отозван своими избирателями. (Франция, США, Болгария и другие государства)
2. Императивный мандат - парламентарий представляет интересы избирателей своего округа. Может быть отозван своими избирателями. (Куба, Китай)
Парламентский иммунитет – парламентарий не может быть подвергнут задержанию, аресту. Против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты членом которой он является.
Бывает полным и ограниченным по времени и по содержанию.
Полный – члены парламента не несут ответственности за свои действия не при каких условиях.
Ограниченный – наиболее распространённая.
Индемнитет. Денежное вознаграждение депутата, не ответственность парламентария за свои выступления и голосования в парламенте.
Права парламентария. Обладают одинаковыми равными правами которые фиксируются на уровне законов.
Права:
1. Право участвовать в обсуждениях и голосованиях
2. Право законодательной инициативы
3. Право участвовать в формировании внутренних органов парламента, входить в их состав
4. Право задавать вопросы членам правительства, высшим должностным лицам государства и другие
Основные обязанности:
1. Обязанность соблюдать правила парламентской этики
2. Обязанность участвовать в заседаниях палат парламента, в работе его постоянных органов в первую очередь постоянных комиссии.
3. Обязанность предоставлять финансовые отчеты
4. И другие обязанности
Органы конституционного контроля по инициативе соответствующих субъектов осуществляют контроль.
При контроле – могу т отменить действие акта.
Надзора – лишь указать недостатки и приостановить акт.
Контроля – осуществляют проверку актов по инициативе соответствующих субъектов.
Надзора – следя за деятельностью поднадзорных органов.
В 1803 – институт контроля первый в США.
Можно выделить 2 основные модели конституционного контроля:
1. Американскую
2. Европейскую
При американской модели конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции во главе с верховным судом (США, Япония).
При Европейской модели предусматривается наличие в стране автономного специализированного судебного органа (Конституционный суд ФРГ Италия, Кнситуционный триунал Полшьа Андора, Государственный суд Лихтенштейн)
Квазисудбеные органы (Конституционный совет – Франция, Казахстан,Тунис) Марокко – 2011.
Впервые конституционный суды были создавны в Австрии и Чехославакии. В 1920. В 1921 был учрежден Высший Государственный трибунал в Лихтенштейне.
В 1931 году был создан Конституционный суд в Испании, в 1948 году в италии, в 1949 году в ФРГ.
В 1993 в Андоре Конституционный трибунал, В Люксембурге в 1996, в Бахренйне в 2002.
2011 В Марокко конституционный суд.
Можно выдлеить 3 подхода к вопросу о месту конституционного суда в месте государственных органов.
Конституциооный суд не входит в судебную систему государства. Например Княжество Андора.
Конституционный суд входит в седубную систему госудрства и возглавляет ее в институциональном плане. (Словения)
Конституционный суд входит в судебную систему государства и распологается на оном иерархическом уровне с иными высшими судами (люксембург, лихтенштейн)
Органы конституционного контроля
Органы коснтитуционного контроля:
1. Суды общей юрисдикции
2. Конституционные суды (фрг) формируются:
a. Парлементом (Венгрия)
b. Смешанным комбинированным способом (Прещидент +парламент)
Требвоания к судьям конституционных судов:
1. Ценз гражданства (Андора)
2. Образовтельный ценз (Португалия, Лихтенштейн)
3. Профессиональный ценз (Италия, Люксембург)
4. Занимать определенное время в судебной системе высокие должности (Словакия, Венгрия)
5. Возрастной (РФ не моложе 40 лет)
В прицнипе не зафикисровано (Франция).
Срок полномочий судей составляет:
1. 5 лет в Лихтенштейне
2. 8 лет в Андоре
3. 9 Италия, Испания, ФФранция
4. 12 лет – ФРГ, Австрия
5. РФ – пожизненно
Инода ограничивается возраст члено Конституциооных судов. ФРГ Россия – 68. Австрия – 70.
Запрет на повторно перезибрание (ФРГ, Италия, Испания. Андора)
В лихтенштейне нет.
Конституционные советы
Кващисудебные ораганы.