VII век до н.э. Анаксимандр: основа жизни – солнечные лучи. Жизнь с согретого мелководья. Далее в воду или на сушу: оттуда и люди.
IV век до н.э. Аристотель: человек как венец природы.
I век до н.э. Лукреций Кар: века золотой, бронзовый, железный, в каждом из которых люди другие.
Современная археология судит по передвижениям и местам обитания.
Первые раскопки в России начались в 30-е годы. Разорение скифских курганов.
Археология в XIX веке в Европе: Европоцентризм, антропоцентризм, «нацизм». «Белая» раса значительнее «черной» и «желтой».
Научный аппарат не особо развит (суд мед эксперты и общественное мнение).
Модели по археологии животных.
Река Неандр (Германия).
Люси – «мать» народов. Найдена в Африке.
Схема эволюции по представлениям на момент 50-х годов:
Дриопитеки – 20-14 миллионов лет назад;
Рамопитеки – 14-10 миллионов лет назад;
Австралопитеки – 10-… миллионов лет назад;
Хомо эректус (хотя не первый прямоходящий);
Хомо хабалис;
Хомо сапиенс.
Андувайское ущелье.
Общая тенденция – появление новых гоминидов.
Время появления гоминидов двигалось от 6 тысячи лет до 10 тысячи лет, а потом и до миллионов лет.
Развитие палеоантропологии:
· Ходили не по прямой линии развития;
· Срок жизни колебался (у неандертальцев – до 30 лет, у европейских неандертальцев – 20 лет);
· Объем мозга не признак развития;
· Речь появляется с определенного момента и 100% человеческая.
70-е годы (генетика): митохондрии передаются по женской линии à обрушение линейной схемы 50-х. Австралопитеки – много линий:
1) Питекантроп не предок нам;
2) Неандерталец - не предок;
3) Еще один кроманьонец в Китае.
Современные представления:
1) Общая линия развития;
2) Параллельные виды сходились и расходились, перекрещивались, угасали, жили в одно геологическое время;
3) От какого из них мы – неизвестно;
4) 4 корня современного человека (европеоид – 4% ген неандертальца (он наш боковой родственник), сибирский денисовский человек – 4 % от полинезийца).
Неандертальцы расселялись из Африки в Европу, причем съедали своих родственников.
Новое название «сапиенс-сапиенс» как прямой предок, которого еще не нашли. Но 2010 год нашли как минимум 4 возможных центра зарождения SS предка.
По останкам можно попытаться определить только форму и размер скелета.
Рассмотрим современное племя Амазонки (50-е годы).
Ребенок оттуда – уровень 7 лет (не адаптированный).
1. Современные методы обучения неприменимы;
2. Народ без знания знаковой системы не способен усвоить ее за одно поколение;
3. Но если ее знать, необходимы иные подходы обучения (аудио-визуалы и кинестетики).
09.10.12
Невежество – все, что было до принятия ислама.
В некоторых университетах Азии (Арабских) начинают интенсивно изучать источники арабской истории. Можно оценить культуру, историю арабов до VII века.
Арабская и китайская цивилизации не подходят под шаблон Европы.
Было доказано, что только с помощью арабов были достигнуты успехи в кораблестроении.
Личности не было, были лишь племена. Человек без племени не воспринимался (как и у других народов).
Названия различных племен произошли от скал, деревьев, животных.
С Европейской точки зрения цивилизации появляется тогда, когда появляется способ передачи информации – например, письменность.
Благодаря исследованиям, данная точка зрения оказалась неправильной. Морган: информацию можно передать с помощью письменности.
У арабов другой способ передачи информации – стихосложение. Двоичная система (здесь – свой, там – чужой) способствует самоидентификации народа.
У арабов верблюдица символизирует непредсказуемость.
В отличие от славян у арабов нет различий между живыми и мертвыми.
По стихам можно проследить эволюцию племен à союзы племен à государств.
Арабы говорят, что исторический путь имеет много дорог, он не линеен.
Рапсоды – гендерная категория мальчиков, у которых тренировали память, делая ее идеальной.
Заучивали все знание и навыки, даже кузнеца и скотовода.
IV век до н.э. – арабы создают три вида алфавитного письма: южная, северная и северо-западная Аравия (под влиянием Европы, конечно). Они юридически близки.
Первые образцы письменности появились до н.э., но их сложно точно датировать.
В Древней Греции письменность была связана с торговлей. А арабы занимали выгодное торговое место, так что письменность распространилась довольно глубоко. К Новому времени возникает общий арабский язык. В XX веке арабы осознали, что происходит распад единого языка.
Стихи и устные предания «Дни арабов» - в целом о арабах. Охватывает много людей и много веков. Описаны битвы, игры (тренинги). Четко выделяются нормы морали. Склонность поэтов и мудрецов к обобщению – не характерно другим цивилизациям. Они смогли перенести через века знания греческой цивилизации.
VI век – Ибн Аби-Сульма – поэт – основной причиной падения былого могущества считает войну.
Они вырабатывают форму примирения не через конфликт, а через разрешения конфликта. Это создает возможность формирования такого общественного развития.
Это не отменяет войн, но дает другие выходы из конфликтов.
В древнегерманской цивилизации конфликтов намного больше, чем в древнеарабской цивилизации.
Доисламский арабский мир поглощал и растворял другие племена. Арабский мир довольно быстро вступил в контакт с Византией и Персией.
Поэты пользовались большим уважением.
Многие зарабатывали стихописанием, это способствовало повышению уровня культуры нации.
Железо не является обязательным условием для перехода главенства от женщины к мужчине.
Стихи обычно писали группами, но очень слажено, в одной рифме.
Женщина в стихах ведет абсолютно полнокровную жизнь: рожает, любит, плачет, дает советы.
Функциональное распределение ролей – речи нет о неравноправии.
Мужчины пишут стихи (гибель мужа, гибель родственника с философским подтекстом: а был ли смысл в этой смерти).
За красивый афоризм можно было получить приз (даже верблюда!).
Один раз была развязана война из-за одного оскорбительного слова.
На первом месте в стихах идет «не оскорбить».
Арабская поэзия создает собирательный образ араба, который служит образцом для молодежи: умелый и смелый наездник, очень речистый и умеющий слагать стихи, воин, щедрый в дарах и нежадный в добычи (не отбирает все подчистую у проигравшего) – победить, но не уничтожить.
Вторая цивилизация после греческой, где большое внимание уделяется общефилософскому вопросу. Арабы в стихах думали обо всем: смерть, жизнь, судьба.
Европейские ученые не могли признать судоходство у доисламских арабов.
16.10.12
До создания государства формируются торговые связи, которые доходят до территории северной Руси.
В настоящее время нельзя подтвердить торговлю восточнее Урала (из-за оледенения), но об этом говорилось в арабских источниках.
Как арабы Волгу брали (сотни тысяч заходили в воду, тонули, на них еще и так далее, строя живой мост).
Пути в арабы сохранились, хотя путь закрылся 1000 лет назад. На нераспаханной степи видны следы поздней осенью и ранней весной все видно
Раздел по племенам на пастбища.
Система социальной компенсации задолго до создания государства. Более богатые связываются родовыми обязательствами помощи бедным.
Формирование общих арабских святых территорий.
В 7 веке завершился процесс формирование центров. Хидная – основной центр.
570-632 году пророк Мухаммед.
На первом этапе его взглядов не разделяли. Его не приняли в родном городе, ушел в Мекку, которая стала вторым исламским центром мира. Он был одним из первых, кто осознал угрозу арабской цивилизации и его действия дали реальный политический результат.
После того, как Мухаммед пришел к власти, Храм Хулаба стал религиозным центром. Он объединяет в себе высшее духовное и светское начала как глава государства. Формируется идеология. Ислам не создавал, а вмешивал в себя.
Ислам не был столь жесток, как христианство.
Европа отброшена христианством в темные века, ведь образование считается ненужным, запрещены школы.
23.10.12