Прок проверка – это основн прав ср-во выявлен и пресечен пр/нар и установл их причин и усл-й. В ходе их проведен устан-ся, соотв-ют ли действит-ти получен свед-я о нарушении зак-ти.
Основанием проверки всегда является наличие сигналов о нарушении законодательства, требующих непосредственного реагирования прокурора!!! Этими сигналами могут быть:
- сообщения от должностных лиц предприятий и учреждений;
- устные заявления граждан;
- сообщения в печати, на радио (СМИ);
- обобщение практики общего надзора.
ИСКЛ: плановые проверки (это НЕ соотв ЗоП) + в приказе Генпрок есть положение о том, что проверки актов МИиРО провод-ся независимо от наличия свед-й о нарушении зак-ва при их издании
При осуществлении общего надзора прокурор не вправе вмешиваться:
А) в ПД и др хозяйственную (эконом) и организационно-распорядительную деятельность гос орг и др организ, ИП
Б) в личную жизнь граждан
…за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, организ, обществ и гос интересов.
Прокурор в процессе проверки имеет право:
- знакомиться с материалами, необходимыми для установления нарушений законодательства, их причин и условий
- привлекать при необходимости специалистов для проведения проверок, ревизий, экспертиз
- беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения, входить в помещения и на другие объекты гос орг, др организ и ИП и т.д. полном по общему надзору
П-пы проведения проверок:
1) своевременность – проверка счит-ся таковой, если выявлен в ходе ее провед-я нарушен з-на можно устранить
2) полнота – хар-ся объемом и глубиной:
- объем: границы проверки, к-рые д.б. оптимальными, т.к. если слишком узко, то отдельные нарушения б невыявленны; а если слишком широко – большой объем раб и пострадает кач-во
- глубина – степень проникновения в те вопр, к-рые подлежат выявлению
3) обоснованность – на основ сигналов о нарушении/ плана/ поручения вышест прок
4) подготовленность – зав от объема и специфи, возможно необход привлечен спец-та
Стр-ра проверки:
А) подгтовительный:
- ознакомлен с мат-лами более ранних проверок
- изучен актов, регул-х д-ть проверяемого орг и тех, к-рые он сам издает
- ознакомл с метод рекоменд по предмету проверки
- определение тактики и методики проверки
- опред и подбор спец-тов и их ролей
- составлен плана/ проги проверки
Б) непоср-но проведение = основной:
Обычно заблаговременно ставится в известность руководитель провер-го S. Далее встреча с руководит, к-рому объясняют цель проверки и ее з-чи и по просьбе прок мб выделен сотрудник для оказания пом и предост необх мат-лов. Прок выясненяет необход вопросы и проверяет все свед-я о нарушен з-на + о том, какие меры были принятыю Далее различные проверочные д-я: - ознакомлен с актами проверок, расслед, ревизий, инвентариз, приказами, др ПА, стат данными…;
- осмотр док-тов и предметов; возможно их изъятие;
- назначен экспертиз и ревизий;
- получен заключ спец-тов;
- беседы с ДЛ и раб-ками;
- получен устных и письмен объяснен;
- направлен запросов;
- взятие проб и образцов; контрольн и др замеры;
- фото, кино, макеты, схемы, планы;
Как пр, проверка заканч-ся разбором ее рез-тов с руководит с анализом причин выявлен-х наруш-ий и рассмотр путей их устранен и недопущен в будущем + назыв-ся виновные и способств лица.
В) итоговый – составление справки (руководит прок-ры)/ докладная записка (др прок-р) – отраж-ся х-р и объем выполнен работы + фиксир-ся выявленные нарушения
Виды проверок:
1. – первичные: их цель – выявить правонарушение;
- повторные (контрольные): их цель – контроль устранения выявленных недостатков после первой проверки, проверка результ-ти актов прок надзора/ реагир-я;
2. – отраслевые: провер-ся работа отдельной отрасли или уч-ка (н-р, раб с жалобами)
- целевые: провека исп-ния к-л 1 НПА
- комплексные: исп-ние НПА, регул разнородн общ отношен, н-р, в банковск сфере;
- сквозные: проверка исп-ния конкр з-на во всех/ многих орг данной отрасли – на всех ур-нях
3. совместные, н-р, с органами контроля
4. по заданию вышестоящего органа
5. - проверки исп-ния НПА
- проверки законности ПА?? – оценив-ся соотв-е ПА, как пр, закону (компетенция по принят акта, мат и процесс аспект, ограничен пр и своб гр-н, установлен отв-ти в акте, соблюден ли порядок издания, реквизиты и т.д.)






