Х-ка процесса надзора. Методы выявления нарушений законности

Общенадзорный процесс можно разбить на 3 стадии:

1. Установление законности и выявление нарушений, их причин и условий;

- получение заявлен, сообщен или др инфы о наруш-х законности, треб-ей непоср-го прок реагирования

- рассмотрение + оценка + анализ

2. Реагирование прокурора. Принятие мер к устранению выявленных правонарушений;

- принятие решения о проведении проверки + подготовит этап

- проведение проверки лично/ с пом др лиц

- если обнаружено нарушение законности – принятие соотв акта прок реагирования

3. Предупреждение правонарушений.

- вынесение офиц предупреждений

- обобщение и анализ стат данных

МЕТОДЫ выявления нарушений законности – это правовые средства прокурора, его действия, с помощью которых выявляются нарушения законодательства в сфере управления.

Данные методы могут быть следующие:

1. просмотр всех правовых актов, направленных в прокуратуру с точки зрения их соответствия закону;

2. участие прокурора в работе министерств, ведомств, общественных объединений, общественных организациях;

3. анализ практики контролирующих органов, судебной и следственной практики,;

4. требование от подведомственным организаций проведения проверок и экспертизы деятельности (начало проверки не позднее 10 дней, для личной проверки прокурором не требуется специального акта, а для других - необходимо издание акта с обоснованием и определёнными вопросами);

5. требование объяснений от должностных лиц, граждан (т.е. появляется возможность устранить причины незаконного акта, решить вопрос об ответственности);

6. проведение личных прокурорских проверок. Эти проверки могут быть:

  • плановые,
  • по сигналам, поступающим в прокуратуру;
  • первичные (их цель – выявить нарушение);
  • повторные (предназначены для контроля за предыдущей проверкой);
  • отраслевые (проверяется работа в какой-либо отрасли прокурорского надзора);
  • комплексные (проверяется работа во всех отраслях т.е. проверяется соблюдение всего законодательства в целом. Комплексные проверки дают наиболее правильное представления о состоянии законности.

35. Предмет надзора на исполнением законодательства??

В соотв со ст. 26 ЗоП предмет надзора за исп-ем зак-ва = точн и единообразн исп-ние з-нов, декретов, указов, др НПА РОГУ и др гос организ, подчин-ми СМ, местн представит, исполнит и распорядит орг, общ объединен, религ организ и др организ, ДЛ и др гр-ми, в т.ч. ИП.

Под нарушением законодательства понимается:

а) совершение действий, противоречащих законодательству;

б)бездействие – несовершение действий, предписанных законом.

Пределами данного предмета являются:

А) исчерп перечень поднадзорн S:

- РОГУ = Мин-ва и Гос комитеты

- местн представит, исполнит и распорядит орг (МОУиСУ)

- обществен объедин

- религ организ

- все др организ (S хоз-ния)

- ДЛ

- гр-не (в т.ч. ИП)

Т.е. исп-ние НПА Президентом, СМ, Парламентом, судами, КГБ, КГК, Администрацией Президента и т.д. НЕ входит в предмет ПН

Б) объем НПА, точное и единообразн исп-ние к-рых проверяется: согласно ЗоП это все НПА, однако на практике охватить весь этот массив не представляется возможным, следовательно часть НПА выпадает – технические НПА, НПА по менее приоритетным сферам и т.д.

Кроме того, в Приказа Генпрока содерж-ся указание на приоритетные направления в рамках надзора за исп-ем зак-ва (основн направлен д-ти):

1) надзор за соблюд пр и свобод гр-н – приоритетное направление!!!

2) надзор за законностью прав актов (каких???)

3) надзор за исп-ем зак-ва в сфере экономики:

- соб-ть - топливно-энергет, АПК, фин-кредитн сист

- приватиз – зак-во о разгос и приватиз, особ-ти приватиз гос им-ва, соблюд прав трудов коллективов

- ПД – лицензир, регистр, ликвид, отчуждение; особ-ти управл в S в долями гос-ва

- налог зак-во – недопущен задолж по платежам в бюдж, зак-ть и полнтоа санкций, ососнов-ть льгот; устранен наруш при привлечен к админ отв-ти, наложен ареста и примен конфиск

- таможен зак-во – надзор за зак-вом при перемещ тов ч/з гос границу, таможен режимы, таможен платежи, вз/д-е в этой сф с траснп и военным прок-рами

- банковск зак-во – предост, обеспеч и возвтрат кредитов, валютн опер, осущ-ние банками контрольн ф-ций, открытие счетов

4) в сфере экологии (ООС, рац использ прир рес-сов, водн и земельн зак-во + исп-е зак-ва о ликвид последств ЧАЭС в пострад регионах)

5) в социальной сфере (труд, имущ, жилищн права + по особ группам: сироты, пожилые, инвал…)

6) предупреждение пр/нар – п-пиально реагир на нарушения зак-ва ДЛ, руководит, приним меры по организ вз/д-я отраслей надзора; в необход случаях ипнформир ч/з СМИ население; регулярно вносить предлож МИиРО об устранен прич ин и усл-й.





Подборка статей по вашей теме: