Общенадзорный процесс можно разбить на 3 стадии:
1. Установление законности и выявление нарушений, их причин и условий;
- получение заявлен, сообщен или др инфы о наруш-х законности, треб-ей непоср-го прок реагирования
- рассмотрение + оценка + анализ
2. Реагирование прокурора. Принятие мер к устранению выявленных правонарушений;
- принятие решения о проведении проверки + подготовит этап
- проведение проверки лично/ с пом др лиц
- если обнаружено нарушение законности – принятие соотв акта прок реагирования
3. Предупреждение правонарушений.
- вынесение офиц предупреждений
- обобщение и анализ стат данных
МЕТОДЫ выявления нарушений законности – это правовые средства прокурора, его действия, с помощью которых выявляются нарушения законодательства в сфере управления.
Данные методы могут быть следующие:
1. просмотр всех правовых актов, направленных в прокуратуру с точки зрения их соответствия закону;
2. участие прокурора в работе министерств, ведомств, общественных объединений, общественных организациях;
3. анализ практики контролирующих органов, судебной и следственной практики,;
4. требование от подведомственным организаций проведения проверок и экспертизы деятельности (начало проверки не позднее 10 дней, для личной проверки прокурором не требуется специального акта, а для других - необходимо издание акта с обоснованием и определёнными вопросами);
5. требование объяснений от должностных лиц, граждан (т.е. появляется возможность устранить причины незаконного акта, решить вопрос об ответственности);
6. проведение личных прокурорских проверок. Эти проверки могут быть:
- плановые,
- по сигналам, поступающим в прокуратуру;
- первичные (их цель – выявить нарушение);
- повторные (предназначены для контроля за предыдущей проверкой);
- отраслевые (проверяется работа в какой-либо отрасли прокурорского надзора);
- комплексные (проверяется работа во всех отраслях т.е. проверяется соблюдение всего законодательства в целом. Комплексные проверки дают наиболее правильное представления о состоянии законности.
35. Предмет надзора на исполнением законодательства??
В соотв со ст. 26 ЗоП предмет надзора за исп-ем зак-ва = точн и единообразн исп-ние з-нов, декретов, указов, др НПА РОГУ и др гос организ, подчин-ми СМ, местн представит, исполнит и распорядит орг, общ объединен, религ организ и др организ, ДЛ и др гр-ми, в т.ч. ИП.
Под нарушением законодательства понимается:
а) совершение действий, противоречащих законодательству;
б)бездействие – несовершение действий, предписанных законом.
Пределами данного предмета являются:
А) исчерп перечень поднадзорн S:
- РОГУ = Мин-ва и Гос комитеты
- местн представит, исполнит и распорядит орг (МОУиСУ)
- обществен объедин
- религ организ
- все др организ (S хоз-ния)
- ДЛ
- гр-не (в т.ч. ИП)
Т.е. исп-ние НПА Президентом, СМ, Парламентом, судами, КГБ, КГК, Администрацией Президента и т.д. НЕ входит в предмет ПН
Б) объем НПА, точное и единообразн исп-ние к-рых проверяется: согласно ЗоП это все НПА, однако на практике охватить весь этот массив не представляется возможным, следовательно часть НПА выпадает – технические НПА, НПА по менее приоритетным сферам и т.д.
Кроме того, в Приказа Генпрока содерж-ся указание на приоритетные направления в рамках надзора за исп-ем зак-ва (основн направлен д-ти):
1) надзор за соблюд пр и свобод гр-н – приоритетное направление!!!
2) надзор за законностью прав актов (каких???)
3) надзор за исп-ем зак-ва в сфере экономики:
- соб-ть - топливно-энергет, АПК, фин-кредитн сист
- приватиз – зак-во о разгос и приватиз, особ-ти приватиз гос им-ва, соблюд прав трудов коллективов
- ПД – лицензир, регистр, ликвид, отчуждение; особ-ти управл в S в долями гос-ва
- налог зак-во – недопущен задолж по платежам в бюдж, зак-ть и полнтоа санкций, ососнов-ть льгот; устранен наруш при привлечен к админ отв-ти, наложен ареста и примен конфиск
- таможен зак-во – надзор за зак-вом при перемещ тов ч/з гос границу, таможен режимы, таможен платежи, вз/д-е в этой сф с траснп и военным прок-рами
- банковск зак-во – предост, обеспеч и возвтрат кредитов, валютн опер, осущ-ние банками контрольн ф-ций, открытие счетов
4) в сфере экологии (ООС, рац использ прир рес-сов, водн и земельн зак-во + исп-е зак-ва о ликвид последств ЧАЭС в пострад регионах)
5) в социальной сфере (труд, имущ, жилищн права + по особ группам: сироты, пожилые, инвал…)
6) предупреждение пр/нар – п-пиально реагир на нарушения зак-ва ДЛ, руководит, приним меры по организ вз/д-я отраслей надзора; в необход случаях ипнформир ч/з СМИ население; регулярно вносить предлож МИиРО об устранен прич ин и усл-й.