double arrow

Прокурорский надзор за исполнением законов при административном выселении граждан из занимаемых ими жилых помещений (основания и порядок такого выселения)

Опротестование решений, определений судов в порядке надзора. Роль и участие прокурора в суде надзорной инстанции. Надзор за исполнением законов при производстве по вновь открывшимся обстоятельствам. (по гражданским делам).

Согласно Закону о прокуратуре и ст. 439 ГПК право принесения протеста в порядке надзора на судебные решения, определения и постановления, которые вступили в законную силу, принадлежит:

- Генеральному прокурору РБ и его заместителям,

- прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам,

- Белорусскому военному прокурору (на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не пересматривались в кассационном порядке).

- а так же должностным лицам судов (председателям)

Кроме того, районные (городские) и межрайонные прокуроры имеют право истребовать из соответствующих судов дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста, а должностные лица, имеющие право принесения протеста в порядке надзора, - приостанавливать исполнение до окончания производства в порядке надзора (ст. 441 ГПК).

Участие прокурора в рассмотрении дела в надзорном порядке осуществляется прокурорами, принесшими протест, а чаще прокурорами отделов и управлений по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел, которые поддерживают протест вышестоящего прокурора либо высказывают мнение по делу.

Основанием для принесения прокурором надзорного протеста является незаконность либо необоснованность судебного постановления. Прокурором, принесшим надзорный протест, при изменении правовой позиции предоставлено право отозвать принесенный ими протест до начала его рассмотрения судом (ст. 416 и ст. 444 ГПК, п. 5 ст. 27 Закона о прокуратуре 1993г.). При рассмотрении дела в надзорном порядке такого права у прокурора нет, но он не связан доводами протеста и вправе высказать иное мнение по делу в судебном заседании, изменить правовую позицию на основании материалов дела.

81. Организация работ по надзору за законностью судебных решений по гражданским делам в различных звеньях прокуратуры.

Закон о прокуратуре возлагает на прокуроров надзор за соответствием закону судебных решений. Этот надзор должен осуществляться в целях исполнения всестороннего, объективного и своевременного рассмотрения гражданских дел.

Работа по надзору за законностью судебных решений в Прокуратуре РБ, областных прокуратурах и г. Минска возложена на отделы по надзору за соответствием закону судебных решений по гражданским делам, которые возглавляют начальники отдела.

В структуре аппарата отделов работают старшие прокуроры и прокуроры.

Обязанности между работниками аппарата отделов распределены по зональному принципу.

В прокуратурах городов и районов надзор за законностью судебных решений осуществляют соответственно прокуроры городов и районов, а так же их помощники.

Действующий Жилищный кодекс устанавливает, что граждане, проживающие в домах, грозящих обвалом выселяются в административном порядке по постановлению прокурора с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств.

Дела о выселении в административном порядке возбуждаются по заявлениям исполкомов или жилищно-коммунальных организаций в ведении которых находится жилое помещение.

Дело об административном выселении вправе возбудить и сам прокурор.

Осуществляя надзор прокурор выясняет:

- имеются ли основания для выселения в административном порядке;

- имеется ли в случае выселения жилое помещение типовых потребительских качеств и где оно находится;

- наличие письменного согласия или объяснений лиц, проживающих в этом доме.

По изучении всех материалов прокурор выносит одно из двух:

либо постановление о выселении в административном порядке;

либо отказ в выселении.

Постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который может отменить постановление, оставить его без изменения, принять материалы к своему рассмотрению для нового решения.

83. Понятие, особенности и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения, исполнения наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Надзор за соблюдением законодательства в местах предварительного заключения в соответствии с законом о прокуратуре является одним из основных направлений прокурорского надзора, являясь его самостоятельной отраслью.

Прокурорский надзор в этой области – это осуществляемая от имени государства деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания, а так же иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокурорский надзор распространяется на все виды исправительных учреждений:

1. Исправительные колонии:

· колонии-поселения;

· колонии общего режима, усиленного, строгого, особого режима.

2. Воспитательные колонии;

3. Тюрьмы;

4. Лечебно-исправительные учреждения.

особенности надзора:

1. Надзор за тем, чтобы в местах лишения свободы содержались лица только на законных основаниях;

2. Прокурорский надзор – гарантия охраны прав лиц, лишённых свободы;

3. Задачи, предмет, полномочия имеют ярко выраженный предупредительный характер;

4. В отличие от общего надзора, тут проверки осуществляются систематически;

5. Нарушения законодательства устраняется сразу же после их обнаружения;

6. Прокурор, используя своё право на принесение протестов, сначала приостанавливает акты, противоречащие закону, а потом опротестовывает их.

84. Предмет прокурорского надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исполнения наказаний, иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Предмет надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера можно разделить на 3 части:

1. законность содержания лиц в местах лишения и ограничения свободы:

- наличие вынесенного законного приговора, определения суда;

- наличие санкционированного прокурором постановления о заключении под стражу;

- наличие постановления суда о принудительном лечении;

- соблюдение сроков содержания;

- законность освобождения.

2. соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания:

- законность действий администрации исправительного учреждения и её актов; действий осужденных, заключённых под стражу;

- соблюдение режима отбывания наказания:

· изоляция осужденных;

· постоянный надзор за ними;

· раздельное содержание определённых категорий осужденных;

· точное и неуклонное соблюдение осужденными своих обязанностей.

3. соблюдение администрацией ИУ закона об условиях содержания осужденных; соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей

85. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов содержания заключенных, предварительного заключения, исполнения наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Классификация полномочий.

Особенности полномочий прокурора по осуществлению надзора в местах заключения:

1. властно-распорядительный характер;

2. полномочия рассчитаны на применение их при личном ознакомлении с деятельностью администрации ИУ;

3. направлены на немедленное устранение нарушений закона;

4. постановления и предложения прокурора подлежат обязательному исполнению.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

Ø посещать в любое время без личного досмотра органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей;

Ø знакомиться с документами, на основании которых лица заключены под стражу, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц;

Ø проверять соответствие законодательству постановлений, приказов, распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей;

Ø требовать письменные объяснения от должностных и иных лиц по фактам выявленных нарушений законодательства;

Ø требовать от должностных лиц устранения нарушений прав лиц, содержащихся под стражей, осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера;

Ø в случаях, предусмотренных законодательными актами, санкционировать или давать согласие на осуществление действий должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей.

2. При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

Ø отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, а также в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры;

Ø отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения;

Ø в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

Ø выносит постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

Ø выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

3. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением лиц, незаконно содержащихся под стражей, лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера.

86. Акты прокурорского надзора за соблюдением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исполнения наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Их особенности.

Предложение. Присуще только этому направлению надзора. Это акт, содержащий положения, относительно соблюдения установленного законом порядка и условий содержания лиц, приговорённых к лишению свободы.

Предложение может затрагивать любые вопросы порядка и условий содержания и оно обязательно для исполнения. Предложения прежде всего направлены на немедленное:

- реагирование на нарушения закона;

- пресечение незаконных действий;

- восстановление нарушений законности.

Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий указания, относительно содержания (порядка и условий) осужденных, обязательный для исполнения. Обжалование администрацией постановления не приостанавливает его исполнения (Например, постановление прокурора об освобождении лица, незаконно содержащегося в исправительном учреждении).

Приостановление (о приостановлении выносится постановление) приостанавливает исполнение противоречащих законодательству приказов, распоряжений и т.п. администрации исправительного учреждения. Приостановив их, прокурор должен затем их опротестовать.

Опротестование – вынесения протеста на акт противоречащий нормам закона. Протест приносится в орган или должностному лицу, принявшим противоречащие законодательству правовой акт, решение, или должностному лицу, совершившему незаконное действие, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены или изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а местными Советами депутатов — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении выявленных причин и условий, способствовавших нарушению законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: