Исполнение постановлений и предложений прокурора в местах предварительного заключения, лишения свободы, местах принудительного лечения или воспитания.
Предложение - акт прокурорского надзора, содержащий указания, относительно содержания (порядка и условий) осужденных, обязательный для исполнения.
- Предложение обязательно для исполнения администрацией исправительного учреждения;
- Предложение может затрагивать любые вопросы порядка и условий содержания лишённых (ограниченных) свободы;
- Предложение направлено на немедленное реагирование на нарушения закона;
- Если немедленное выполнение предложения невозможно, прокурор устанавливает срок для его исполнения;
- При несогласии с предложением прокурора, администрация обжалует их вышестоящему прокурору через свой вышестоящий орган;
- Обжалование не приостанавливает исполнения предложения;
- При неисполнении предложения, прокурор вносит представление вышестоящему прокурору для принятия мер ответственности к соответствующему должностному лицу через его вышестоящий орган.
|
|
Постановление – акт прокурорского надзора относительно соблюдения порядка и условий содержания осужденных.
- Постановление обязательно для исполнения;
- Обжалование постановления не приостанавливает его действия;
Постановление об освобождении лица, незаконно содержащегося в местах лишения свободы выносится в отношении лиц, которые содержатся:
· без наличия вынесенного на то соответствующим органом процессуального документа (постановления следователя; санкции прокурора; приговора; определения суда и пр.)
· по истечении срока содержания под стражей;
· по истечении срока лишения свободы.
Постановление вручается начальнику исправительного учреждения и подлежит немедленному исполнению.
Основным средством предупреждения и выявления нарушений закона в местах лишения свободы является ПРОВЕРКА.
1. Законность содержания осужденных прокурор проверяет путём ознакомления с их личными делами, в которых проверяется наличие:
- приговора;
- справки о вступлении приговора в законную силу и др.
Приговор изучается с точки зрения законности содержания осужденного, правильности исчисления и соблюдения сроков содержания, законности определения режима содержания.
2. Проверяются требования о режиме (о раздельном содержании осужденных: мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых и пр.).
3. Проверяются книга учёта свиданий и карточки учёта посылок и передач. Сверяет их с личными делами осужденных.
4. Производится опрос осужденных о соблюдении их прав.
5. Так же проверяется отвечают ли условия труда осужденных нормам права о труде.
|
|
6. Проверяется соблюдение правил о санитарной, лечебно-профилактической и противоэпидемиологической работе.
7. Прокурор в ходе проверки также знакомится с материалами проверок санитарного состояния камер, жилых помещений.
8. Прокурором осуществляется осмотр жилых помещений, штрафных изоляторов.
9. Прокурор лично и тщательно проверяет жалобы, заявления и другие сигналы о незаконных действиях работников исправительных учреждений.
89. Надзор за законностью и обоснованностью представления осужденных к переводам, условному освобождению из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, к условно-досрочному освобождению из мест лишения свободы.
Надзор за соблюдением законодательства о представлении администрацией ИУ осужденного к переводам, условному, условно-досрочному освобождению является надзором за точным исполнением законов об исправлении и перевоспитании осужденных и находится в тесной связи с проверкой прокурором соблюдения законодательства в местах лишения свободы.
Переводы, условное, условно-досрочное освобождение производится судом по представлению администрации при согласовании с наблюдательной комиссией.
Окончательная оценка представлений и материалов принадлежит суду, рассматривающему эти вопросы с участием прокурора.
Проверка законности и обоснованности таких представлений производится прокурором как в процессе общих проверок соблюдения законодательства администрацией ИУ, так и при разрешении жалоб на отказы в представлении осужденного к переводу на более льготный режим, к условному или условно-досрочному освобождению.
Надзор за законностью и обоснованностью представлений прокурор осуществляет путём:
- ознакомления с самими представлениями;
- изучения личного дела осужденного.
Для устранения нарушений законодательства прокурор вносит представления.
90. Организация работы по надзору за соблюдением законности в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера.
Данный вопрос регулируется приказом от 16.10.2002 № 26
Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в местах предварительного заключения, при исполнении Начальникам отделов республиканской прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний и надзору за исполнением законов в войсках и на транспорте, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому военному прокурору, прокурорам по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокурорам районов, городов, межрайонным и межгарнизонным военным прокурорам в пределах своей компетенции необходимо обеспечить действенный надзор за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства, Положения о предварительном заключении под стражу и других правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания, иных мер уголовной ответственности, а также принудительных мер безопасности и лечения, принудительных мер воспитательного характера,
сосредоточив основное внимание на вопросах соблюдения прав и законных интересов осужденных, заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера и выполнения ими своих обязанностей и пресечении фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к отбывающим наказание, заключенным под стражу, необоснованного применения к ним мер взыскания.
Прокурорам областей, Белорусскому военному прокурору, прокурорам по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях систематически, не реже одного раза в квартал, предписано организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах (в отношении осужденных к аресту), соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая особое внимание на законность содержания в них лиц, а также режим отбывания наказания, борьбу с преступностью, трудовое использование, исправление осужденных, возмещение ими имущественного вреда.
|
|
Прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому военному прокурору в целях обеспечения законности и обоснованности содержания граждан в местах предварительного заключения и соблюдения установленных законом сроков содержания их под стражей предписано не реже одного раза в месяц осуществлять проверки следственных изоляторов и гарнизонных гауптвахт (в отношении заключенных под стражу). Принимать меры к немедленному освобождению незаконно содержащихся в них лиц и привлечению виновных в нарушениях законности должностных лиц к установленной законом ответственности.
Прокурорам областей, межрайгорпрокурорам предписано не реже двух раз в год проводить проверки исполнения законодательства в исправительных учреждениях открытого типа.
Прокурорам областей, г. Минска, межрайгорпрокурорам приказано не менее двух раз в год организовывать проверки соблюдения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
Прокурорам Гомельской и Гродненской областей приказано обеспечить проведение два раза в год проверок исполнения администрациями лечебно-трудовых профилакториев №№ 1 и 5 законодательства о принудительном лечении, трудовом перевоспитании и надлежащей изоляции хронических алкоголиков и наркоманов.