Стратегические разрывы

Что понимается под стратегическим разрывом?

Руководство и менеджеры предприятия должны систематически проверять, насколько в долгосрочном плане будет отклоняться желаемая траектория развития предприятия от ожидаемой. Стратегические цели определяют желаемую траекторию развития. Ожидаемая траектория развития получается, напротив, если предприятие не принимало особых мер в отношении повышения конкурентоспособности и не создавало нового потенциала успеха.

К потенциалу успеха относятся, например, новые продукты, приобретенные дополнительные рыночные доли, новые рынки или повышение эффективности организации. Если руководство предприятия не выявило и не реализовало новый потенциал успеха, то в будущем выручка с оборота начнет медленно или быстро сокращаться. Таким образом, между траекториями запланированного долгосрочного развития предприятия и развития на базе только имеющегося в настоящее время потенциала успеха возникает, как показано на рисунке. стратегический разрыв.

В стратегическом планировании важнейшие цели предприятия задаются на длительную перспективу. Для среднего предприятия это период в 4-5 лет. Крупные предприятия ставят стратегические цели на 5-10 лет.

Рис. Стратегический разрыв

Исходный пункт процесса стратегического планирования образуют внешний анализ (анализ внешней среды) и внутренний анализ (анализ деятельности предприятия), позволяющие определить сильные и слабые стороны предприятия. Следует провести также анализ конкуренции. Таким образом, нужно учесть наиболее важные изменения во внешней и внутренней среде предприятия. Необходимо провести также анализ имеющегося потенциала предприятия.

Руководство и менеджеры предприятия на базе результатов анализа устанавливают, может ли предприятие достичь поставленных целей с ныне действующими (старыми) стратегиями или нет. Важнейшими долгосрочными цепями могут быть показатели выручки с оборота или прибыли.

Предприятие должно (по возможности раз в год) сравнивать желаемую и ожидаемую траектории развития. Если эти траектории расходятся, то получается стратегический разрыв.

На базе анализа внешней и внутренней среды предприятия выявляют его сильные и слабые стороны. Кроме того, следует провести анализ конкуренции, имеющегося и будущего потенциала успеха.

Каким образом можно устранить стратегический разрыв?

Определение стратегического разрыва должно побудить к разработке новой стратегии или модификации старой, чтобы можно было достичь долгосрочных целей. Для этого особенно подходят такие инструменты планирования, как кривая жизненного цикла продукта и кривая опыта.

Если стратегический разрыв все-таки возник, то руководство и менеджеры предприятия должны подумать, какой дополнительный потенциал успеха создать для его устранения. Необходимо выяснить динамику показателя выручки с оборота при использовании дополнительного потенциала.

Новый потенциал успеха следует учесть в стратегическом плане. Руководство предприятия должно принять меры к тому, чтобы при использовании нового потенциала результаты предприятия росли, а не снижались.

Для того чтобы ликвидировать стратегический разрыв, используют метод разработки сценария будущего. Для этого определяют, при помощи каких стратегий с соответствующими наборами мероприятий можно достичь прогнозных целевых показателей и какие финансовые средства для этого потребуются. При разработке сценариев исходят из оптимистического или пессимистического варианта развития событий.

Если стратегический разрыв предприятию известен, то руководство может сконцентрироваться на изучении имеющегося потенциала, поиске и реализации нового потенциала успеха. Руководству предприятия следует принимать такие решения, которые бы способствовали скорейшему проявлению эффекта нового потенциала успеха.

Перед руководством и менеджерами предприятия стоит задача разработать такие концепцию и стратегию, которые гарантировали бы успешное существование предприятия в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо искать и реализовывать новые потенциалы успеха После выявления стратегического разрыва следует разработать новую стратегию или модифицировать имеющуюся. Для того чтобы как можно быстрее ликвидировать стратегический разрыв и улучшить показатели предприятия, нужно учесть новый потенциал успеха в стратегическом плане, проверить и при необходимости скорректировать стратегические цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: