double arrow

Слова одной тематической группы

Омонимы и их роль в тексте

Лекция 2. Лексические языковые явления и их роль в тексте

Лексические омонимы(от греч. homosодинаковый и onyma -имя) – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но совершенно различные лексические значения. Например: ласка «нежность» – ласка «пушной зверь»; лук «растение» – лук «оружие»; худой «тощий» – худой «плохой».

От лексических омонимов следует отличать:

1) фонетические омонимы – омофо́ны(от греч. homosодинаковый, phone –звук) – слова, совпадающие в звучании, но различающиеся в написании: компания – кампания, пруд – прут, посветить – посвятить;

2) графические омонимы – омо́графы (от греч. homosодинаковый, grapho –пишу)слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении, т.е. отличающиеся местом ударения:стре́лки – стрелки́, му́ка – мука́, па́хнуть – пахну́ть;

3) морфологические омонимы– омоформы(от греч. homosодинаковый, forma –форма) – слова, совпадающие в некоторых грамматических формах: пасть (сущ.) – пасть (глагол), три (числит.) – три (глагол), стекла (род. п. сущ.) – стекла (прош. вр. глаг.).

Роль омонимов в тексте:

  • придают речи экспрессию, яркую эмоциональность;
  • являются средством занимательной языковой игры, обыгрывания слова.
  • служат для создания шутки, каламбура.

Тематическую группу составляют слова, которые обладают общностью лексического значения и обозначают сходные, но не одинаковые понятия, признаки, действия. Например, в тематичсекую группу "зима" входят слова мороз, снег,вьюга, иней, сугробы.

Поятие "тематическая группа" совсем недавно появилось в школьных учебниках. Поскольку не существует текстов, в которых не было бы слов одной тематичсекой группы, привлечение этого понятия существенно упрощает поиск лексических средств для аргументации.

Слова одной тематической группы задают тему текста, позволяют автору создать определённый фон, на котором будет разворачиваться действие.

Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. В эту минуту не слышно ни взрывов, ни выстрелов, всё спит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Медленно спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера бессильно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Они распластали широкие, размочаленные на концах крылья, забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы важно взмахивают крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье. (По Ю. Бондареву)

Фрагмент сочинения

С первых строк текста автор при помощи слов одной тематической группы (окоп, взрыв, выстрел, бруствер) вводит тему войны, на фоне которой особенно ярко воспринимаются любые проявления мирной жизни, такие ка полёт аиста в небе.

Оценочная лексика - это слова, которые включают в себя элемент оценки: трус, обжора, солнышко и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др.

Оценка может быть выражена у слова в переносном значении (например, о человеке говорят: медведь, ворона, орёл). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, пёрышко, цветочек. Существуют лексические единицы, в которых оценочное значение закрепилось по традиции: вития «оратор», вещать «говорить, провозглашать», взывать «обращаться» и т.д.


Сейчас читают про: