double arrow

Антонимы и их роль в тексте

Лекция 2. Лексические языковые явления и их роль в тексте

Исходный текст.

(1) Не раз приходилось выслушивать «жалобы» на современное искусство. (2)Звучали они почти всегда примерно одинаково: (3) «Это какая-то мазня! (4)Здесь же ничего не понять!» (5) Такой поверхностный, примитивный, банальный подход к оценке живописи ХХ века, к сожалению, встречается довольно часто. (6) В таких случаях возникает закономерный вопрос: (7) «А что ты, зритель, сделал для того, чтобы открыть для себя новый художественный мир?» (8) Да, новое искусство порой предъявляет к зрителю особые требования. (Г. Андреев)

Фрагмент сочинения:

В предложении 5 с помощью синонимов (поверхностный, примитивный, банальный подход) автор создаёт приём градации и выражает отрицательное отношение к людям, которые не умеют ценить произведения искусства.

Антонимы – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный, холодный – горячий, подниматься – опускаться, терять – находить, близко – далеко.

Значения антонимов содержат общие и противоположные признаки.

Антонимы Общий признак Противоположные признаки
День Ночь   «время суток» «светлое» «тёмное»
Жар   Холод   «температура» «высокая»   «низкая»

По структуре различаются разнокорневые и однокорневые антонимы:

1) разнокорневые антонимы имеют различные корни: веселье – грусть, мягкий – твердый, смеяться – плакать, справа – слева;

2) однокорневые антонимы имею один и тот же корень, а противоположность значений выражается с помощью приставок: подъехать – отъехать, вбежать – выбежать, приклеить – отклеить, полезный – бесполезный, аккуратный – неаккуратный, платный – бесплатный.

Многозначное слово может иметь несколько антонимов:

Горький. 1. Имеющий горький вкус. Антоним – сладкий.

Горький вкус – сладкий вкус.

2. Причиняющий горе. Антоним – радостный.

Горькое чувство – радостное чувство.

Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою – потерял ломоть (поговорка).

Роль антонимов в тексте:

1. Основная роль антонимов в тексте – служить средством создания антитезы: Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждаетсильного, мудрый - глупого, скромный - гордого (А.Чехов). 2. Антонимы могут также использоваться для выражения полноты охвата явлений: Войска идут день и ночь… (А. Пушкин) – т.е. идут долго. 3. С помощью антонимов может создаваться каламбур: Молодая была уже не молода (И. Ильф, Е. Петров).  

Фрагменты сочинений:

  • Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мёртвые пни.
  • С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».

Сейчас читают про: