Предметы и задачи эргономики

Редактор Е. Ю. Пономарева

Учебное пособие

С.А. Овчинников, О.П. Резункова

Дополнительная

1. Геодакян В.А. О некоторых закономерностях и явлениях связанных с полом // Вероятностные методы в биологии, Киев: 1985. С. 19-41.

2. Дубинин Н.П. Общая генетики, М.: Наука. 1976.

3. Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. М.: Мир. 1984.

4. История биологии с древнейших времен до начала XX в. М.: Наука. 1972.

5. Перспективы медицинской генетики. М.: Медицина. 1984.

6. Субетто А.И. Наука и общество в начале XXI века. Ноосферные основания единства. СПб: 2009.

7. Тайерни Д. Пари о мировых ресурсах // Диалог-США, №50.1992. С. 60-65.

8. Туков А.Р. и др. Состояние здоровья ликвидаторов и работников атомной промышленности России // Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС. М.: 1995. С.133-141.

9. Эфроимсон В.П. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности (деп. ВИНИТИ) М.: 1982.


Экология:
краткий конспект лекций
и словарь терминов и понятий

Подписано к печати 28.05.2012 Объем 3,5 усл. – печ. л. Тираж 100 экз. Зак.
  РИО ГОУВПО СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61 Отпечатано в СПбГУТ

Вопросы эргономики в последние годы приобрели большое зна­чение и в некоторой степени стали определяющими в развитии техники и особенно при конструировании, производстве и экс­плуатации машин и сложных систем управления. Это связано с тем, что в условиях бурного развития научно-технического прогресса и появления новой техники трудовая деятельность человека становится все более сложной и напряженной. По дан­ным статистики надежность выполнения человеком-оператором все более усложняющихся функций уменьшается, поэтому уве­личение надежности технической части системы теряет смысл, так как надежность всей системы «человек-машина» лимитиру­ется также надежностью человека.

Изменения условий трудовой деятельности, за которыми не поспевает биологическая перестройка организма человека, обу­словливают возникновение целого ряда негативных явлений. Работая иногда на пределе психофизиологических возможностей и в неблагоприятной производственной среде, человек допускает ошибки, «цена» которых в современном производстве резко воз­росла. В большинстве случаев действия операторов указываются неправильными не из-за низкой их квалификации, а по причи­не несоответствия конструктивных особенностей техники воз­можностям человека.

По имеющимся данным на долю человеческого фактора сей­час приходится от 40 до 70% всех отказов технически сложных систем. В соответствии с мировой статистикой 80% катастроф на автомобильном транспорте происходят в результате оши­бок, называемых логическими и моральными. О высоких на­грузках на психику и общее состояние операторов сложных сис­тем свидетельствуют такие данные. При движении в автомобильном потоке с большой интенсивностью движения у водителя большегрузного автомобиля частота переноса взгляда на внешних участников движения, контроля за ними колеблется от 150 до 300 в мин. В эту частоту входит работа с зеркалами заднего вида. Длительность фиксации взгляда на каждом приборе составляет 0,7 с; приходится со­вершать руками около 30-60 движений в мин. В результате — пульс во время движения доходит до 150 ударов в мин, кровяное давление 200 мм рт. ст.

Из приведенных примеров видно, что как бы ни была со­вершенна техника, ее эффективное и безопасное применение в конечном итоге зависит от того, насколько полно согласованы конструктивные параметры с оптимальными условиями работы человека, с его психофизиологическими возможностями и осо­бенностями. Поэтому и возникает необходимость изучения ра­боты машин (систем) и деятельности операторов в едином ком­плексе «человек-техника-среда».

Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой дея­тельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Из этого определения видно, что предметом эргономики является трудовая деятельность человека, а объектом исследования — система «человек-техника-среда».

Для эргономики большое значение имеет проблема взаимо­связи ее со сложными науками. Схематично эти связи можноизобразить следующим образом

Возникновению и развитию эргономики по­служили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии на современном этапе развития экономики и оказавшиеся неразрешимыми средствами только технических и медицинских наук. Необходимо было согласовать рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, органи­зации труда, дизайна и объединить их в общую систему требо­ваний к содержанию и характеру труда в системе «человек-техника-среда».

Первой проблемой является недостаточная эффективность системы, которая часто оказывается ниже расчетной, ожидаемой. Это связано со многими причинами, например, с несогла­сованностью параметров оборудования и возможностей человека работать в условиях дефицита времени и информации, мощного воздействия внешних факторов и др.

Второй проблемой является факт роста травматизма лю­дей, взаимодействующих с техническими системами на произ­водстве, транспорте и в быту. Анализ причин травматизма пока­зывает, что он часто обусловлен ошибочными действиями лю­дей, вызванными недостатками в конструкции техники, средств отображения информации, органов управления машин и меха­низмов.

Третья проблема связана с текучестью кадров.

Четвертая проблема связана с ростом числа нервно-психических заболеваний, вызванных так называемым «индустриальным стрес­сом». Значительная часть этих заболеваний обусловлена темпами и особенностями организации современного производства.

Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек-техника-среда» должны учиты­ваться реальные возможности человека, которому предстоит ра­ботать в системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: