Состав и структура эргономики

Основные цели эргономики

Первая цель эргономики — повышение эффективности систе­мы «человек-техника-среда», под которой следует понимать спо­собность системы достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством.

Эффективность может быть определена по формуле

где

Э — эффективность системы;

П — производительность в единицах продукта системы;

К — качество продукта;

З — материальные, временные, энергетические, психические затраты.

Например, использование ЭВМ и робототехники значитель­но увеличивает эффективность трудовой деятельности, но может и резко повысить психофизические затраты работника в случае пренебрежения эргономическим анализом и проектированием рабочего места оператора, параметров дисплея.

Вторая цель эргономики — безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и кон­троль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Третья цель эргономики — обеспечение условий для развития личности человека в процессе труда.

Основные понятия эргономики сосредоточены в ГОСТ 26387—84 «Система «человек-машина». Термины и определе­ния». Например, «система «человек-машина» по этому стандарту — система, состоящая из человека-оператора (группы операто­ров) и машины, посредством которой он осуществляет, (они осуществляют) трудовую деятельность. Человек-оператор (оператор) — человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления. Машиной в системе «человек-машина» называют совокупность технических средств, исполь­зуемых человеком-оператором в процессе деятельности. Дея­тельность человека-оператора — это процесс достижения по­ставленных в системе целей, состоящий из упорядоченной сово­купности действий человека и т. д.

Эргономическую оценку системы «человек-техника-среда» можно осуществлять дифференцированным методом, при кото­ром используются отдельные эргономические показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщен­ный эргономический показатель. Оценку системы дифференци­рованным методом производят с помощью групповых показате­лей, определяемых по одному на каждый из разделов эргономи­ки: антропометрический, гигиенический, физиологический, психофизиологический и психологический. Эти разделы, вместе взятые, и составляют эргономику как науку

4 Выявление связей в труде. Взаимосвязь человека с машиной является одним из много­численных видов зависимостей, проявляющихся в процессе работы. Можно выделить четыре вида таких зависимостей:

· человек — машина,

· человек — человек,

· машина — машина,

· операция — операция.

Два последних вида зависимостей относятся к сфере техноло­гии, организации производства и труда. Связь человека с человеком в трудовом процессе относится к сфере социальной психологии. Мы изучаем связь человек — машина. Значимость или важность связей. Можно предположить, что дело не только в частоте появления каждой связи в течение рабочего дня. Одни связи являются более важными, чем другие, хотя и могут появляться реже. Вес связей. Зная частоту появления и значимость отдельных связей, можно определить их относительный «вес». Иногда бы­вает необходимо отдать абсолютное предпочтение какой-нибудь одной связи независимо от того, насколько часто она появляется. В других случаях решающим фактором будет просто частота по­явления связей. Методы оптимизации системы. Определение оптимального рас­положения органов управления, т. е. решение системы «человек — машина» с помощью математических расчетов является кропотливым и сложным методом. Вместо этого можно использовать другой метод — графический, который в по­давляющем большинстве случаев позволяет получить вполне удо­влетворительные результаты.

5Система «человек — машина»

Во всех приведенных случаях мы сталкиваемся со специфиче­ской проблемой создания системы «человек — машина». Это одна из центральных проблем любого эргономического анализа. Понятие системы «человек — машина» (или «человек — трудовой процесс») используется как в эргономике, так и в пси­хологии труда. Эта система почти всегда кладется в основу ана­лиза всякой системы, в которой помимо человека выступает ка­кое-либо орудие труда, машина или механическое устройство.

В системе «человек — машина» можно выделить три основные функции:

1) функцию входа, обеспечивающую ввод информации в ор­ганы чувств человека;

2) функцию управления, осуществляемую центральной нерв­ной системой человека;

3) функцию выхода, которая обычно, хотя и не всегда, реа­лизуется посредством сенсомоторных органов и мышечной систе­мы человека.

6Этапы анализа системы «человек — машина»

Обязательным условием правильного анализа системы «чело­век - машина» является его научная обоснованность, т. е. приме­нение объективных оценок, основанных на тщательно отобранных фактах, которые позволяют сделать соответствующие предложе­ния и рекомендации.

При рассмотрении конкретных систем (проектируемых или уже существующих), в которых имеет место взаимодействие ме­жду человеком и машиной, можно выделить шесть последователь­ных этапов).

1. Описание и анализ системы в целом, и подразделение ее на частные подсистемы (функции). В данном случае можно приме­нить технику анализа, используемую при исследовании методов труда (технологические карты, карты взаимосвязей и т. д.). Затем следует распределить отдельные частные функции между челове­ком и машиной с использованием надлежащих критериев, кото­рые будут приведены ниже.

2. Оптимизация условий взаимодействия между отдельными машинами или между комплексом машин и человеком, который будет находиться в контакте с этими машинами. При исследова­нии действий человека последовательно определяются его кон­такты: а) с машиной; б) с рабочим местом; в) с материальными условиями среды с таким расчетом, чтобы создать наилучшие усло­вия протекания трудового процесса. Исходным пунктом исследо­вания в этом случае является не машина, а человек с учетом его возможностей и ограничений.

3. При разработке конструкции новой машины или устройства, а также при проектировании нового помещения или его рекон­струкции рекомендуется исследовать предлагаемые новые решения на макетах или пластических моделях так же, как это де­лается при решении чисто конструктивных задач. В этом случае можно использовать либо модели машин в натуральную величину, исследуя на них условия работы человека (рабочее положение, движения, прилагаемые усилия), либо манекены с подвижными частями тела.

Три последующие рекомендации относятся к разработке си­стемы «человек - машина» и касаются подбора и профессиональ­ной подготовки работников для выполнения операций на будущих новых или модернизированных рабочих местах.

4. Составление списка выполняемых операций в каждой отдельной подсистеме с указанием необходимой квалификации и производственного опыта работников и специфических трудностей, возникающих при выполнении этих операций.

5. Если данная работа требует профессиональных специальных знаний, следует разработать методику наиболее быстрого обучения и подготовки людей для данного вида работы.

6. Одновременно следует обратить внимание на такие факто­ры, как социальные условия, взаимоотношения в процессе рабо­ты, адаптация к условиям микроклимата, возможность невыходов на работу, многосменность работы, техника безопасности и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: