Основные слагаемые профпригодности применительно к специальному психологу
Виды профессиональной деятельности:
▪ диагностика, анамнестическая деятельность, дифференциальная диагностика;
▪ коррекционно-развивающая деятельность;
▪ социально-педагогическая деятельность;
▪ психолого-педагогическая деятельность ребенка;
▪ научно-методическая деятельность;
▪ консультативная деятельность;
▪ культурно-просветительская деятельность;
▪ организационно-управленческая деятельность.
Специалист по профилю Специальная психология владеет:
▪ знаниями о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;
▪ знаниями и умениями психологического консультирования;
▪ умением проводить психологическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
▪ методами дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
▪ умением формулировать психологическое заключение;
|
|
▪ методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
▪ методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
▪ умениями обеспечивать процесс саморазвития и самовоспитания личности;
▪ умениями и навыками разработки и реализации коррекционно-развивающих программ;
▪ методами психологической коррекции;
▪ навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Этические принципы призваны обеспечить:
решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
сохранение доверия между психологом и клиентом;
укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности.
Основными этическими принципами являются:
Принцип компетентности.
Принцип ответственности.
Принцип этической и юридической правомочности.
Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
Принцип благополучия клиента.
Принцип профессиональной кооперации.
Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.