Философия и наука

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались "Крайности. То философия трак­товалась как «наука наук» Или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философ­ских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты).

Действительное положение дел таково, что взаимоотноше­ние философии и частных наук предстает перед нами как сим­волическое древо познания, ствол которого — философия, а кро­на — частные науки. Философия намечает основные направле­ния исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпири­ческой базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структу­ра представляет довольно сложное образование; если сле­довать традиции, ее можно представить следующим обра­зом.

этика логика эстетика социология политология антропология


Философия

       
   
 


физика информатика история обществознание математика праксиология

Философия может быть представлена на разных уровнях со­знания: научном, бытийном, художественно-образном или ми­фологическом. Поэтому неправомерно отождествление филосо­фии с наукой, представление ее только как рациональной сис­темы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупнос­ти мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукре­ций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.

Нет никаких оснований сводить философию и к субъектив­ности, как это делал, например, Ницше, утверждая, что фило­софия есть личное творчество отдельного мыслителя, выража­ющая его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значитель­ное влияние на его философские построения. Однако, в конеч­ном счете, знание невозможно без его «объективизации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: