Тема 2.2 Античная философия

(Древняя Греция и Древний Рим — VII в. до н.э. — VI в. н.э.)

Античную философию в целом можно кратко охарактеризо­вать следующим образом:

1. Большинство философов этого периода основой всего суще­го считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слы­шать и осязать. Он совершенен (божествен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и не­делимую первооснову мира. (У Фалеса — это вода, у Герак­лита — огонь, у Демокрита — атомы и т.д.)

3. Античная философия не проводила четкого различия меж­ду фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.)

4. В этой философии были заложены основы диалектики, обо­сновано положение о том, что жизнь природы есть постоян­ное развитие, источником которого являются единство и «борьба» противоположностей (Гераклит, Зенон и др.)

5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, ко­торый подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Де­мокрит, Платон, Аристотель).

6. В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность ко­торого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить доб­ро (Сократ).

7. Значительное внимание в философии этого времени уде­лялось проблемам нравственности. Было доказано, что ис­точником нравственности являются природа, разум, зна­ние. Идеалом нравственного человека считался мудрец - умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

8. В античной философии было разработано учение об идеаль­ном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон, например, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, производят материальные бла­га ремесленники. Только последние могут владеть собствен­ностью, так как им необходимы стимулы к труду. В утопи­ческом идеальном государстве Платона утверждаются едино­мыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, посколь­ку ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоя­тельной формой общественного сознания.

Философские школы:

1. Милетская школа существовали в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названиягорода, где она была основана: Милета — крупного торгово- ремесленногополи­са в Малой Азии.

Представителямиданной школы являлисьФалес,Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетскойшколы:

· Выступали с материалистических позиций

· Занимались не только философией но и другими науками, точными и естественными

· Пытались объяснить законы природы, за что и получили второе название-«школа физиков

· Искали первоначало-субстанцию, из которой возник окружающий мир

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило­софское наследие:

• первоначалом всего сущего считал воду;

• представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

• считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (одушевлял все сущее);

• допускал наличие множества богов;

• считал центром вселенной Землю;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).


Анаксимандр (610 — 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, ка­мень и т. д.);

• проводил параллели, между душой человека и воз­духом — "душой космоса";

• отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.

2. Школа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.) —древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей- клю­чевой закон диалектики;

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", вразных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);

• выступал за материальность человеческой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов считал борьбу;

3. Школа Пифагора — сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:

• первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

• выступали за познание мира через число;

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

4. Элейская школа - представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись: Парменид, Зенон Элейский:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познаниеи высшее духовное идеалистическое;

5. Школа Атомистов — материалистическая философская школа, фило­софы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материа­лом", всего сущего считали микроскопиче­ские частицы — "атомы".

Демокрит считается основоположником материалистического направления в философии:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

6. Школа софистов — философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний в переводе с греческого "софисты" - мудре­цы, учителя мудрости).

Для софистов характерно:

· критическое отношение к окружающей действительности;

· стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

· отрицание старых традиций, привычек, правил,основанных на недоказанном знании;

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Данный результат достигается не в результате парадоксаль­ности, логической трудности софизма, а в результате некор­ректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за пра­вильную, отсюда результат.

Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

· критически взглянули на окружающую действительность;

· распространили большое количество философскихи иных знаний среди граждангреческих полисов(за чтовпоследст­вии именовались древнегреческими просветителями).

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 — 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведе­ний, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време­ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

• любое знание есть добро;

· любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбиваю­щий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом.Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и
зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона).

• современном


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: