Понятие «ЧР» — это калька с лат. part (часть, ср. партикулярный) orationis (речь, ср. оратор).
В науке ЧР еще называют лексико-грамматическими классами.
Учение о ЧР — основание любой грамматической теории.
Вопрос о разделении языка на классы очень древний. В РЯ этот вопрос уходит корнями в античную грамматику.
Аристотель уже в 4 в. до н.э. применительно к греческому языку выделил 4 класса: глагол, имя, член — частица или артикль, союз).
Также 4 в. до н.э. была осуществлена классификация ЧР санскрита (грамматика Пáнини): 4 класса слов: имя, глагол, предлог, частица.
Александрийская школа — Аристарх Самофракийский (2 век до н.э., прозвище — по месту жительства): впервые выделал 8 ЧР: имя, глагол, причастие, член (вслед за Аристотелем), местоимение, предлог, наречие, союз.
Эти ЧР были приняты во всех последующих грамматиках и дошли в Россию в 17 веке в грамматике Мелетия Смотрицкого (это была грамматика церковно-славянского языка). До Ломоносова все грамматики были переводными.
Ломоносов изучал РЯ по грамматике Смотрицкого и написал «Российскую грамматику» (1757 г.), где выделил 8 ЧР: имя (дифференцировано — сущ., прил., числ.), мест., глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие.
Достоинство этой грамматики в том, что она была непереводная, на материале собственно русского языка. Эта грамматика была научным и практическим пособием для нескольких поколений.
В конце 19 века появились новые принципы классификации ЧР в трудах Александра Афанасьевича Потебни («Из записок по русской грамматике» (1874)) и Филиппа Федоровича Фортунатова («Сравнительное языковедение» (1901-1902)). Потебня на 1 место поставил семантику, Фортунатов — формальные признаки, т.е. характер словоизменения. Эти классификации не очень удачны.
Дальнейшие классификации (Александра Матвеевича Пешковского, Алексея Александровича Шахматова, Льва Владимировича Щербы) строились на совмещении этих принципов.
Лишь Виктор Владимирович Виноградов в работе «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (1947 г.) основывался на 3 признаках:
1) обобщенное значение класса слов — категориальное, без учета конкретной семантики.
a. категор. значение сущ. — предметность
b. прил. — признак
c. глагола — процессуальность
2) общность морфол. категорий и общность словоизменения
· категор. значение предметности выражается в категориях рода, числа, падежа
3) тождественность синтаксических функций для одного класса слов
a. для сущ. — подлеж. и дополн.
b. прил. — определ.
c. глагола — сказуемое
d. наречие — обстоят.
4) система словообразования ЧР. Этот признак характерен только для знаменательных ЧР, но не для служебных.
ЧР всегда образуют систему.
Система ЧР (по В. В. Виноградову)
Части речи выделяются не хаотично, а системно. В каждой системе есть противопоставление.
Итак, в системе противопоставляются друг другу знаменат. и служебные ЧР.
| знаменат. | служеб. |
| обладают номинатив. знач. (называют предметы и явления окружающе действительности) | · не обладают |
| · обладают системой МКК, имеют множество форм словоизменения | · не обладают |
| · выполняют самост. синтаксич. функцию и являются членами предложения | · выполняют вспомогательную функцию в предложении |
К знаменательным ЧР относятся сущ., прил., числ., мест., глагол, наречие, КС.
К служебным — предлог, союз, частица.
За пределами этой системы ЧР стоит междометие. Это особая ЧР.
В некоторых грамматиках выделяют еще и модальные слова (конечно, правда), которые в классификации находятся между знаменательными и служебными ЧР.
2 противопоставление — в системе знам. ЧР.
В системе знаменательных ЧР также наблюдаются сложные явления.
Знаменательные ЧР делятся на две группы — главные и периферийные.
Главные (основные — сущ., прил., глаг., нареч.) выполняют основную номинативную функцию и соответствуют таким категориям мышления, как предмет, св-во, действие, вторичн. признак. Эти части речи обладают разветвленной системой словообразования. В русском языкознании Пешковский и Шахматов только эти ЧР и признавали знаменательными.
Периферийные (числ., мест.) — это замкнутая группа слов, которая не пополняется новыми словами, у них бедное словобразование. Эти ЧР обладают не цельными, а разобщенными МКК (т.е. нерегулярными, напр., К рода у числ.).
Такое состояние ЧР порождает проблемы в выделении ЧР.
ЧР в вузовских и научных грамматиках (или проблема современных классификаций)
Последняя научная грамматика («Русская грамматика — 80»), следуя за Александром Матвеевичем Пешковским, выделяет
· осн. ЧР (сущ., прил., глаг., нареч.) и неосновные (мест.-сущ. и числ.);
· служебные (предлоги, союзы, част.)
· и особо — междом.
_____________________
Итого: 10 ЧР.
Какие в этом существуют проблемы?
· Не выделяется как знам. ЧР категория состояния и модальные слова.
· Местоимения не выделяются в цельном виде, рассматриваются только те мест., которые соотносятся с сущ., а мест.-прил. и мест.-числ. помещаются соответственно в прил. и числ.
Вузовский учебник (Шанский, Тихонов)
· Не используется термин «ЧР»
· к знаменательным (тем, которые выделены в «РG — 80») добавлены прич., дееприч., КС, числ., мест.
· Прич. и дееприч. рассматриваются как отдельные ЧР
· Мест. и числ. даны в полном объеме.
· К служ. ЧР относят предл., Сзы и Чцы.
· Особые ЧР — модальные SS, междом. и звукоподражания
_____________________
Итого: 15 ЧР.
Но, какое бы количество ЧР не выделялось, сами ЧР образуют подсистемы по характеру словоизменения. Это касается и знам. ЧР.
Есть именные знам. ЧР. (имена сущ., прил, числ, мест.), обладают КК рода, числа, падежа, но функционируют эти КК различно.
Именам противопоставлен глагол, у него другие МКК — накл., время, лицо и число.






