Транспортная логистика

Производительная логистика.

Задача выбора поставщика

Функциональные области логистики, их применение.

Моделирование в логистике

Основной целью моделирования является прогноз поведения процесса или системы. Главный вопрос: «Что будет, если?»

Классификация моделей

           
     
 
 


Изоморфные модели – модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные по существу заменить его.

Гомоморфные модели - неполное, частичное подобие модели изучаемому объекту. Они делятся на материальные и абстрактные модели.

Материальные модели воспроизводятся основные, геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого объекта.

Абстрактное моделирование – часто является единственный способ моделирования в логистике. Его делят на символические и математические.

Символические подразделяются на языковые и знаковые.

Языковые модели – словесные модели, в основе которых лежит набор слов, очищенных от неоднозначности. Этот словарь называется «тезарус»

Знаковые модели – введение условных обозначений отдельных понятий.

Математическое моделирование.

Математическим моделированием называется процесс установления соответствия данному реальному объекту, некоторого материального объекта. Применяется два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.

Аналитическое моделирование – математический прием использования ЛС, позволяющий получать точные решения.

Порядок осуществления аналитического моделирования:

I этап. Формирование математических законов, связывающих объекты систем.

I I этап. Решения уравнений, получение теоретических результатов.

I I I этап. Сопоставление полученных теоретических результатов с практикой (проверка)

Имитационное моделирование – закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются неопознанными.

Имитационное моделирование включает в себя два основных процесса:

- конструирование моделей реальной системы

- постановка экспериментов на этой модели

Преследуемые цели:

1. Понять поведение ЛС

2. Выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное

функционирование ЛС

Условия, при которых рекомендуется применять имитационное моделирование:

1. Не существует законченной математической постановки данной задачи.

2. Аналитические модели имеются, но их процедура сложна.

3. Аналитические решения существуют, но их реализация невозможна

вследствие недостаточной материальной подготовки имеющегося персонала.

Таблица – Достоинства и недостатки имитационного моделирования.

Достоинства Недостатки
1. Решение более сложных задач 2. Позволяют учитывать случайные воздействия и др. факторы 3. Воспроизводится процесс функционирования системы во времени 1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого, причины: - необходим высококвалифицированный специалист-программист - необходимо большое количество машинного времени - модели разрабатываются для конкретных условий 2. Велика вероятность ложной имитации.

Объект логистики это сквозной МП, тем не менее, на отдельных участках управления им существует известная специфика. Выделим несколько функциональных областей логистики с их краткой характеристикой:

1. Закупочная логистика. Решает задачи по обеспечению

предприятия сырьём и материалами. Границы деятельности составляют основное содержание закупочной логистики, они определяются условиями договора с поставщиками и составам функций службы снабжения внутри предприятия.

2. Производственная логистика. Решает задачи управления МП

предприятия. Специфика: основной объём работ по проведению потока выполняется в пределах предприятия. Участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения.

3. Распределительная логистика. Решает задачи управления МП в

процессе реализации готовой продукции. Это круг задач решает как производственное предприятие, так и торгово-посредническое.

4. Транспортная логистика. Решает задачи при управлении МП на

специфических транспортных участках:

- работа выполняется транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям.

- работа выполняется собственным транспортом всех остальных предприятий

5. Информационная логистика. Результаты движения МП находятся в прямой связи с рациональностью организации движения ИП. Объект исследования – информационные системы, обеспечивающие управление МП, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и др. вопросы, связанные с организацией ИП.

6. Складная логистика.

7. Управление запасами.

Закупочная логистика.

Это управление МП в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Может быть рассмотрена на трех уровнях, т.к. одновременно является:

- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие.

- элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этой организации.

- самостоятельная система, имеющая элементы, структуру и самостоятельные цели.

Служба закупок на предприятии в соответствие с концепцией логистики должна определит мероприятия по организации службы снабжения, используя метод системного подхода.

Для обеспечения надо решить задачи: что закупать, сколько, на каких условиях, у кого.

Необходимо выполнить работы:

- заключить договор

- проконтролировать его исполнение

- организовать доставку

- организовать складирование

Задача сделать или купить. Данная задача заключается в принятии одного из двух альтернативных решений:

- сделать самим

- купить

Решения в пользу закупок применяются в случаях:

- если потребность в изделиях невелика

- отсутствуют производительные мощности

- отсутствуют кадры соответствующей квалификации

Решения против закупок:

- потребность в комплектующих стабильна и высока

- комплектующие могут быть изготовлены на имеющемся оборудовании

Основные этапы:

1. Поиск потенциальных поставщиков. Методы:

- объявление конкурса

- изучение рекламных материалов

- посещение выставок, ярмарок

- переписка и личные контакты

2. Анализ потенциальных поставщиков. Возможные критерии анализа поставщиков:

- цена-качество, надежность, ассортимент, комплектность

- удаленность поставщика от потребителя

- сроки выполнения текущих и экстренных заказов

- наличие резервных мощностей

- организация управления качеством у поставщика

- психологический климат (возможность забастовок)

- способность обеспечить поставку запасных частей

- финансовое положение, кредитоспособность

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми начнется работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результата работы с поставщиком. Рассчитывается рейтинг поставщиков, и сравниваются полученные значения, по которым определяют наилучшего партнера. Справка о новом поставщике может содержать следующую информацию:

- отношение ликвидности к сумме долговых обязательств

- отношение объема продаж к дебиторской задолженности

- отношение чистой прибыли к объему продаж

- движение наличности

- оборачиваемость запаса и др.

Пример принятия решения о выборе поставщика. Условия: имеются две фирмы А и В, которые производят одинаковую продукцию, одинакового качества, известные и надежные. Расстояние до А 500 км, до В 300 км. У фирмы А товар пакетирован, подлежит механической разгрузке. У фирмы В товар в коробках, разгрузка ручная. Тариф на перевозку: 500 км = 0,5 у.е. за км, 300 км =0,7 за км. Время разгрузки пакетированного груза 30 мин, не пакетированного 10 часов, ставка рабочих на участке 6 у.е. в час.

затраты фирмы А В
1. Перевозка 250 у.е 210 у.е
2. Разгрузка 3 у.е 60 у.е.
Сумма 253 у.е. 270 у.е.

Пример: Почему покупка у посредника может быть выгодней, чем у производителя?

Изготовители реализуют товар по следующим ценам: мелкий опт-10 руб/шт, крупный опт – 8 руб/шт

Посредник закупает партию по 8 руб/шт, разукрупняет её и реализует мелкий опт с 12% наценкой, т.е. по 8,96 руб/шт. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, он выкупает продавать по 10 руб/шт, а не по 8,96 руб/шт.

МП на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление МП на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственная логистика.

Задачи производственной логистики касаются оптимизации МП внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие материальные услуги (хранении, фасовка, укладка и т.д.)

Особенность объектов изучения в производственной логистике – это их территориальная комплектность.

Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства. ЛС, рассматриваемые производственной логистикой носят название внутрипроизводственных ЛС. Это могут быть:

- промышленные предприятия

- оптовые предприятия, имеющие складские помещения

- узловая грузовая сеть

- узловой морской порт

Внутрипроизводственные ЛС могут рассматриваться на макро- и микроуровнях.

На макроуровне – возможность адаптации макрологистических систем, к изменениям окружающей среды определяются способностью входящих в них внутрипроизводственных ЛС, быстро менять качественный и количественный состав МП, т.е. ассортимент и кол-во выпускаемой продукции.

Качественная гибкость может обеспечиваться за счет универсального персонала и гибкого производства.

Количественная гибкость – может обеспечиваться наличием резервного оборудование и резерва рабочей силы.

На микроуровне внутрипроизводственные ЛС представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Эти подсистемы:

закупка склады запасы обслуживание производства

транспорт информация сбыт кадры – они обеспечивают вхождение МП в систему, прохождение внутри неё и выход из системы. В соответствии с концепцией логистик построение внутрипроизводственных ЛС, должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действии соответствующих производственным, снабженческим и сбытовым звеньям внутри производства. Целесообразно сравнить традиционную и логистическую концепцию производства.

логистическая традиционная
1. Отказ от избыточных запасов 2. Отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций 3. Отказ от изготовления серии продукции, на которую нет заказа 4. Устранение простоев оборудования 5. Обязательное устранение брака по всему процессу производства 6. Устранение нерациональных внутризаводских перевозок. 7. Превращение поставщиков в доброжелательных партнеров 1. Никогда не останавливать основное оборудование и всегда поддерживать высокие запасы 2. Изготовлять продукцию как можно более крупными партиями 3. Иметь запас традиционных ресурсов на «всякий случай»

Таким образом, традиционная концепция приемлема для рынка продавца, логистическая для рынка покупателя. Уменьшение с/с в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров партии или др. интенсивными мерами, а логистической организацией производства не только на отдельном участке, а всей товаропроизводящей системой в целом.

Толкающие системы управления МП в рамках внутрипроизводственной ЛС

- это системы организованного производства, в котором предметы труда, поступающие на производственный участок предыдущего технологического звена, не заказываются, МП «выталкиваются» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.

Принципиальная схема толкающей системы

цех сборки
цех № n
цех № 1
склад сырья
Система управления

МП

ИП

Толкающая модель управления потоками, характеристика для традиционных методов организованного производства, их применение для логистически-организованного производства появилось в связи с массовым распространением вычислительной техники.

Параметры «выталкивающего» на участках МП оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию этого участка.

На практике реализованы различные варианты толкающих систем. Например, системы МРП, они характеризованы высоким уровнем автоматизации управления и реализуют основные функции:

- обеспечивают текущее регулирование и контроль производственных запасов

- в реальном масштабе времени согласовывают, корректируют планы действий служб предприятия

Тянущие системы управления МП в рамках внутрипроизводственной ЛС

- это системы организованного производства в котором детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

Центральные системы управления не вмешиваются в обмен МП между участниками предприятия, не устанавливают текущее задание.

Производственная программа технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Централизованная система управления ставит задачу только перед конечным звеном технологической цепи.

Принципиальная схема тянущей системы.

 
 
система управления


цех № 2 обрабат.
цех № 1 заготов.
склад сырья
заказ на 10 ед. продукции

команда на изг-ние

цех № 3 сборочный
рынок

сбыта

               
   
       


заказ на заказ на 10 заказ на 10 комплектов

материал комплектов заготовок деталей

МП ИП

МП вытягивается каждым последующим звеном, при этом персонал каждого отдельного цеха способен учесть больше факторов, чем это сделает централизованная система управления.

Микрологистическая система «Канбан»

Она относится к тянущим внутрипроизводственным ЛС, в переводе с японского – «карточка». Разработана и реализована фирмой «Toyota», система не требует тотальной системы компьютеризации, она предполагает:

- высокая дисциплина поставок

- высокая ответственность персонала.

Система позволяет существенно снизить производственные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить выпускаемой продукции.

Задачи, которые решает система «Канбан»

- оперативное регулирование объёма производства и его номенклатуры (это позволяет системе приспособиться к частым изменениям в количестве и номенклатуре спроса

- обеспечение качества (позволяет организованное снабжение каждой последующей операции деталей высшего качества)

- активизация работников (осуществляется при использовании трудовых ресурсов)

Принципы, которыми достигается адаптация к изменению спроса по количеству и номенклатуры:

- в точное время (сроки нужного вида и количества деталей)

- автоматизация (самостоятельный контроль работников за браком)

- гибкость использования рабочей силы

- развитие творческого мышления, т.е. воплощение конструктивных идей персонала

Средством передачи информации в системе является специальная карточка «канбан». Существует два вида карточек:

1. Карточка отбора, указывает количество деталей (полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки.

2. Карточка заказа, количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке.

Эти карточки циркулируют внутри предприятия, между корпорациями, в фирмах одной корпорации.

Схема циркулирования карточек

А, В – продукция

а, в - детали

Например, при изготовлении продукции АВС на сборочной линии применяемые детали; а, в – изготавливаются на предшествующей технологической стадии – поточной линии.

Детали, а в складируют вдоль конвейера, прикрепляют к ним карточку заказа. Рабочий со сборочной линии забирает детали необходимого количества, согласно карточке отбора, снимая с детали карточки заказов. Рабочий доставляет детали на сборочную линию с карточкой отбора, а карточка заказа остается на месте, она показывает количество взятых деталей. Таким образом, формируется заказ на изготовление новых деталей.

Выводы:

Элементы системы «Канбан»:

- система регулирования потребности профессиональных кадров

- система всеобщего и выборочного контроля качества продукции

- система выравнивания производства

Система «Канбан» позволяет:

- значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить с/с

- сократить логистический цикл, тем самым повысить оборачиваемость капитала фирмы

- практически исключить страховые запасы

- уменьшить объём незавершенного производства

Система «Канбан» - информационная система, которая включает не только карточки, но и транспортирование, снабжение, графики, технологические карточки.

- отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Относится к сфере производства материально-технических услуг. Значительная часть логистических операций на пути движения МП от первичного источника сырья к конечному потребителю, осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на эти операции составляют приблизительно до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению определяют две основные подсистемы:

1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и населения. Понятие транспорта общего пользования охватывает: железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, которые являются, как правило, составной частью каких либо производственных систем.

Специфические задачи транспортной логистики.

1. Создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров (обеспечивают значительные грузоперевозки между географическими регионами, являются частью национальных и международных транспортных систем). И создание транспортных цепей (этапы перевоза груза, на определенное расстояние в течении определенного времени с использованием одного или несколько видов транспорта)

2. Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта

3. Обеспечение технического единства транспортно-складского процесса.

4. Совместное планирование транспортного процесса со складом и производством.

5. Выбор вида и типа транспортного средства.

6. Определение рациональных маршрутов доставки.

Выбор вида транспортного средства

Основой выбора вида транспорта оптимального для конкретной перевозки служит информация о характерных особенностях.

1. Автомобильный. Используется для перевозки на короткие расстояния (200-300 км). Основное преимущество – высокая маневренность. Минусы:

- сравнительно высокая с/с

- срочность разгрузки

- сравнительно малая грузоподъемность

2. Железнодорожный – хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых выгодных условиях.

«+» - обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния, регулярность перевозки

- эффективная организация разгрузо-погрузочных работ

сравнительно невысокая с/с перевозки

3. Водный

3.1. Морской–играет большую роль в международных перевозках

«+» - низкие грузовые тарифы

- высокая перевозная способность

«–» - низкая скорость

- жесткие требования к упаковке

- малая частота отправок

- зависит от погодных условий

3.2. Внутренний (речной)

«+» - самый дешевый

«–» - малая скорость

- низкая доступность в географическом плане

- ограничения, обусловленные системой водных путей

4. Воздушный

«+» - скорость

- возможность достигнуть отдаленных районов

«–» - высокие тарифы

- зависимость от метеоусловий

- низкая надежность соблюдения графика

5. Трубопроводный

«+» - низкая с/с при высокой пропускной способности

- высокая степень сохранения грузов

«–» - узкая номенклатура, подлежащих транспортировке грузов.

Оценка различных видов транспорта в разряде основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта.

факторы виды транспорта время доставки частота отправки надежность соблюдения графика доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую территор. точку Стоимость перевозки
Железнодорожный            
Водный            
Автомобильный            
Трубопроводный            
Воздушный            

«1» - лучший результат.

Транспортная задача линейного программирования.

Транспортная задача одна из разновидностей задач линейного программирования её можно решить симплекс-методом, но транспортная задача имеет ряд особенностей:

1. Ограничения заданы в виде уравнений

2. Каждое неизвестное входит в два уравнения

3. Коэффициенты при неизвестных равны 1.

Поэтому для решения транспортной задачи можно использовать

модификацию симплекс-метода – метод потенциалов а, для построения опорного плана метод «Северо-Западного угла»

Постановка транспортной задачи: на трех станциях отправления (m) А1 А2 А3 сосредоточенная соответственно а1 а2 а3 ί ) единиц груза.

Этот груз надо доставить в 4 пункта назначения (n) В1 В2 В3 В4 соответственно в1 в2 в3 в4 ј ) единиц груза.

При этом сумма заказов на станциях отправления Аί (ί=1,2,3) равна сумме потребностей в пунктах назначения Вј (ј= 1,2,3,4) т.е.

а1 + а2 + а3 = в1 + в2 + в3 + в4

ί=1 аί = ∑ј=1 вј

Примечания: если сумма запасов на станциях отправления равна сумме потребностей в грузе в пунктах назначениях – закрытая транспортная задача, а если не равна, то открытая транспортная задача.

Известна транспортные расходы сίј (в условных единицах) по перевозок единиц груза от ί-отправителя к ј- получателю.

Составить такой плот перевозок груза при котором общие транспортные расходы были бы наименьшими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: