Понятие, признаки, виды законов

Нормативные и ненормативные правовые акты Республики Беларусь

Понятие, признаки и классификации нормативных правовых актов

Лекция 5. Нормативный правовой акт

1. Понятие, признаки и классификации нормативных правовых актов

2. Нормативные и ненормативные правовые акты Республики Беларусь

3. Понятие, признаки, виды законов

4. Пределы действия нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт является источником права во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе это основной источник права. В юридической литературе нормативными правовыми называют акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Легальное определение закона содержится в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», где под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Признаки нормативного правового акта: издается компетентным уполномоченным органом (государственные органы принимают акты строго определенного вида); содержит общеобязательные правила поведения, имеющие общий характер; документально оформлен; имеет строго определенную форму; распространяется на неопределенный круг лиц; направлен на регулирование общественных отношений определенного вида; носит государственно-властный характер и его исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Нормативные правовые акты подразделяют по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, конституционные и др.

В зависимости от субъектов принятия различают нормативные правовые акты государственных органов, нормативные правовые акты общественных объединений (профессиональных, акционерных), нормативные правовые акты, принятые на референдуме.

В зависимости от объема и характера действия выделяют общие, ограниченные, чрезвычайные нормативные правовые акты.

По срокам действия нормативные правовые акты могут быть постоянные и временные.

Одной из наиболее важных классификаций является деление нормативных правовых актов по юридической силе. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. По данному основанию выделяют законы и подзаконные нормативные акты, имеющие свою иерархию. По этому же критерию можно подразделять акты на конституцию и подконституционные акты.

Видынормативных правовых актов Республики Беларусь закреплены в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии со ст. 2 Закона к нормативным правовым актам Республики Беларусь относятся Конституция Республики Беларусь, решение референдума, программный закон, кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики, указ Президента Республики Беларусь, директива Президента Республики, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь, постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь), регламент, инструкция, правила, устав (положение), приказ республиканского органа государственного управления, решения органов местного управления и самоуправления

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к ненормативным правовым актам относятся: распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь; распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь; распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь; акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь; акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния; иные правовые акты, не являющиеся нормативными.

В юридической литературе закон рассматривается как особый вид нормативного правового акта, принимаемый высшим представительным органом государства (парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Легальное определение закона закреплено в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений». Основными признаками закона является то, что он принимается высшим представительным органом государства (парламентом) или путем референдума; существует особая процедура его принятия; сфера регулируемых отношений.

Классифицировать законы можно по различным основаниям. По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные. Основные законы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер, служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством. Конституционные законы обычно дополняют конституцию или издаются по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам. В соответствии с ч. 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь к программным законам относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь и о военной доктрине. Особенностью программных и конституционных законов является особый порядок их принятия (не менее 2/3 голосов от полного состава обеих палат парламента). Обычные (текущие) законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

В зависимости от субъекта принятия выделяют законы, принимаемые народом путем референдума и принимаемые законодательным органом (парламентом).

По степени концентрации юридических норм выделяют кодексы и простые законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: