Литература
Деградация природы. Коэволюция. Гипотеза Геи-земли
Коэволюция – параллельная, совместная, взаимосвязанная эволюция. Несовпадение скоростей природного эволюционного процесса, идущего очень медленно, и социально – экономического развития человечества, происходящего намного быстрее, ведет при неуправляемой форме взаимоотношений к деградации природы, поскольку антропогенный фактор оказывается слишком мощным в направленности эволюции, приводящим не столько к изменению видов сколько к вымиранию. | |
Смысл коэволюции в системе «общество – природа». Длительное нарушение этого принципа в настоящее время ведет к глобальной экологической катастрофе. Выход заключается в регулируемом, сознательно ограничиваемом воздействии человечества на природу, в построении ноосферы |
Суть Гея – гипотезы: Земля является саморегулирующейся системой, способной сохранять химический состав атмосферы и тем самым поддерживать благоприятное для жизни постоянство климата. Это система, которая обладает свойствами гомеостаза, способного нейтрализовать неблагоприятные внешние воздействия в пределах способности к саморегуляции. Когда подобная система попадает в состояние стресса, близкого к границам саморегуляции, маленькое потрясение может толкнуть ее к переходу в новое стабильное состояние или даже полностью уничтожить. Авторами гипотезы Геи – Земли являются английский химик Джеймс Лавлок и американский микробиолог Линн Маргулис. |
Вернадский В.И. Биосфера. Различные издания.
|
|
Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. – М.: ВИНИТИ, 1995. – 471с.
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М: Центр, 1988. – 240с.
Моисеев Н.Н. Соб. Соч. в 3-х томах / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, М.: МНЭПУ, 1997.
Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. – М.: ПРИОР, 1999. – 304с.
Одум Ю. Основы экологии. – М., 1975.
Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992.
Стадницкий Г.В. Экология: Учебник для вузов. – СПб.: Химиздат, 1999. – 280с.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1973.
ТЕМА 3. Окружающая среда, здоровье и риск
1. Понятия «Здоровье» и «Среда».
2. Факторы повышенной опасности: их типы и воздействие.
Понятие «здоровье» и «среда». Среда обитания человека, разнообразие условий (природные и социально-экономические). Изменения, вызванные факторами окружающей среды.
Факторы повышенной опасности и здоровье человека. Факторы риска: химические, физические, курение, алкоголь, пищевые добавки и др.
|
|
Физические факторы (ионизирующее излучение, шум, землетрясения и др.) и здоровье человека. Химические факторы (вредные химические вещества, в воде и воздухе, продуктах питания) и последствия их воздействия. Токсичные вещества и следствия их воздействия (канцерогены, мутагены и т.д.). Методика исследования воздействия токсичных веществ «доза-отклик». Биологические факторы (болезнетворные бактерии и вирусы, пыльца растений, паразиты и нападения голодных животных). Следствие культурной деятельности человека (условия труда и быта, курение, алкоголь, вождение автомобиля и др.). Экопатологии. Базовые потребности и качество жизни. Стресс и тренировка. Генетика человека и генетический груз. Условия воспроизводства здорового потомства. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Жизнь в агро-, урбоэкосистемах; жизнь в экстремальных условиях. Экология человечества. Демографические показатели здоровья населения. Качество жизни, экологический риск и безопасность.
Демографические показатели здоровья населения. Основы рекреалогии как здорового образа жизни. Оценка состояния здоровья через индексы общественного здоровья. Рекреационные ресурсы и их оценка. Оценка состояния здоровья и биологического возраста человека.
Хотя состояния их здоровья различаются коренным образом, у богача и бедняка есть нечто общее – оба умирают преждевременно. Богач умирает от болезни сердца или рака, а бедняк – от диареи или воспаления легких. Теоретическая медицина может в значительной степени снизить смертность, обусловленную этими заболеваниями, однако в половине развивающихся стран мира отсутствует какая-либо медицинская помощь… Уильям У. Чендлер | |
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. |
Здоровье с точки зрения: - Философии – соотношение категорий количества и качества; - Юридической – возможность реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им; - Социально-экономической – критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей; - Частной – уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. |
Категория «Окружающая среда» включает совокупность природных и антропогенных факторов. | |
Природные факторы: - гипобария, гипоксия; - усиление ветрового режима, солнечной и ультрафиолетовой радиации; - частота и разнообразие стихийных бедствий; Социально-экономические факторы: - Производственные отношения; - Условия труда; климатические, геологические, биологические особенности и условия труда. |
Особенности воздействия факторов окружающей среды привели к существенным изменениям: - ускорился темп динамики заболеваемости, инвалидности, смертности, физического развития; - произошли демографические изменения – постарение, сдвиги в структуре смертности; - определился ряд заболеваний, имеющих высокие уровни риска (сердечно-сосудистые, несчастные случаи, травмы, онкологические); - выделилась группа ранее редко встречавшихся заболеваний (эндокринные, аллергические, врожденные пороки); - выровнялись показатели здоровья во всех специальных группах; - определились многофакторность влияний и необходимость системного подхода к профилактике. |
Таблица 1
Динамика заболеваемости населения в городах России с повышенным загрязнением воздуха в 1987—1989 гг., число случаев на 100 тыс. человек
|
Факторы повышенной опасности – это опасность травмы, заболеваний, экономического ущерба или ухудшения качества окружающей среды. | |
Наиболее распространенные факторы: - физические (ионизирующее излучение, шум, землетрясения, ураганы, торнадо, пожары, наводнения); - химические (вредные химические вещества в воздухе, воде, продуктах питания); - биологические (болезнетворные бактерии и вирусы, пыльца растений, паразиты и нападения голодных животных; - следствие культурной деятельности человека (условия труда и быта, курение, алкоголь, вождение автомобиля, небезопасный секси нищета). | |
Влияние ионизирующего излучения на человека: 1. генетические повреждения (врожденные патологии)). 2. соматические повреждения (лейкемии, выкидыши, катаракты, раковые заболевания). |
Ионизирующее излучение бывает: 1. природное или фоновое (космические лучи, радон-222, горные породы и почвы). 2. искусственное (рентгеновские лучи, телевизор, атомные электростанции, самолет). |
Рис. 7 | |
Рис. 8 |
| ||||||||||||||||||||||
Рис. 9 | ||||||||||||||||||||||
Основные источники потенциальной опасности в России: 1. предприятие по производству расщепляющегося материала для ядерного оружия – Арзамас-16, Челяюинск-40, красноярск-45, Томск-7…; 2. 11 атомных электростанций; 3. 15 тысяч предприятий, использующих радиоактивные материалы. | ||||||||||||||||||||||
Рис. 10 | ||||||||||||||||||||||
Токсичное вещество – это химическое вещество, вредное для людей и других живых организмов. | ||||||||||||||||||||||
Последствия воздействия токсинов: - острые – протекают быстро при высокой дозе (ожоги, сыпь, судороги, смерть). - хронические последствия (раковые, сердечные, легочные, генетические заболевания), воздействия токсинов малыми дозами, но многократно. | ||||||||||||||||||||||
Смертельная доза – это количество исследуемого вещества на единицу массы тела испытуемых животных, приводящее к гибели всей испытуемой популяции за определенный промежуток времени. | ||||||||||||||||||||||
Канцерогены – факторы, вызывающие раковые заболевания. | ||||||||||||||||||||||
Всего лишь 10% из 70000 используемых химических веществ прошли соответствующие испытания на наличие канцерогенов. | _______________________________ | |||||||||||||||||||||
Ежегодно на рынок поступает до 1000 новых химических веществ. | ||||||||||||||||||||||
Испытание одного химического вещества на токсичность может стоить 200000 до 1 млн. долл. | ||||||||||||||||||||||
Вещества-канцерогены: асбест, мышьяк, кадмий, бензол, табачная смола, сажа. | ||||||||||||||||||||||
Мутагены вызывают мутации – наследственные изменения в ДНК в генах, расположенных в хромосомах (гемофилия, анемия, синдром Дауна, маниакально-депрессивный психоз). | ||||||||||||||||||||||
Вещества-мутагены: бенз-а-пирен, кофеин, озон, растворители клея. | ||||||||||||||||||||||
Терратогены вызывают врожденные дефекты, наблюдаемые у 2-3% детей. | ||||||||||||||||||||||
Вещества-терратогены: мышьяк, кадмий, свинец, ртуть, кофеин, снотворные препараты, ионизирующее излучение. |
3. Основы рекреалогии
|
|
|
|
Рекреалогия – это наука о здоровом образе жизни. Рекреация – восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища – на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, архитектурных и исторических памятников, музеев и т.д. | |
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивает состояние здоровья через индексы общественного здоровья: · доля в ВВП на нужды здравоохранения; · доступность населения к первой медицинской помощи; · обеспечение населения безопасным водоснабжением; · удельный вес лиц подвергнутых иммунизации; · степень обслуживания квалифицированным персоналом в период беременности и при родах; · состояние питания детей; · уровень детской смертности и продолжительность здоровой жизни; · уровень грамотности взрослого населения. | |
Оздоровление – процесс превентивного создания человеком в самом себе максимально разнообразных «образов» жизни, системы адекватного поведения в непредвиденных условиях и ситуациях. | |
Рекреационные ресурсы – часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающая отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. | |
Рекреационная емкость – максимально допустимая нагрузка на данную территорию при осуществлении рекреационной деятельности. | |
Оценка рекреационных ресурсов: – технологическая; – физиологическая; – психологическая. | |
Предельные антропогенные нагрузки на рекреационные системы: 1. Пляж – 5 кв. м на человека; 2. Водные объекты · технологический критерий – 300-500 чел/га · психологический критерий – 100-200 чел/га; | |
3. Катание на лодке – технологический критерий – 2-5 чел/га; – психологический критерий – 0.5 чел/га | |
4. Размещение палаточных лагерей на побережье: · технологический критерий – 250-300 палаток на 1 га; · психологический – 15-20 палаток на 1 га. Лес · сосновый – 0.5-1 чел/га; · хвойный – 1-2 чел/га; · смешанный 2-3 чел/га; · широколиственный 3-5 чел/га; · луг 10-20 чел/га. Психологический критерий для любого леса 0,5-1 чел/га. |
Литература
Веденин Ю.А., Мирошниченко Н.Н. Оценка природных условий для организации отдыха // Изв. РАН. – Серия География. – №4, 1969.
География рекреационных систем СССР. – М., 1982.
Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. – М.: ВИНИТИ, 1995. – 471с.
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 1988. – 240с.
Зайцев В.И., Михайлуц А.П. Гигиеническая оценка загрязнений окружающей среды при многолетней эксплуатации сосредоточенных химических предприятий. – Кемерово: 2001. – 192с.
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ./ Под ред. Ягодина Г.А. В 3-х т. – М.: Прогресс, Панге», 1993.
Моисеев Н.Н. Собр. соч.: В 3-х т. / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, М.: МНЭПУ, 1997.
Никаноров А.М., Хорунжая Т.А. Экология. – М.: ПРИОР, 1999. – 304с.
Одум Ю. Основы экологии. – М., 1975.
Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. – М., 1992.