Основные вопросы. Лекция 8 Государство и право в политической системе обществе

Лекция 8 Государство и право в политической системе обществе.

Литература

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.1.

Гражданское общество: истоки и современность. – СПб., 2000.

Гаджиев К.С. Концепции гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. – 1991 – № 7.

Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. – М., 1998.

Ильин М., Коваль В.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство //Полис. – 1992 – № 1–2.

Кин Д. Демократия и гражданское общество. – М., 2001.

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997. Раздел 1. Гл. 10.

Новгородцев П.И. Введение в философию права. – М., 1996.

Права человека /Под ред. Е.А. Лукашевой. – М., 1999.

Правовое государство, личность, законность. – М., 1997.

Хропанюк В.Н. Хрестоматия по теории государства и права. – М., 1998. Раздел 4.

1. Понятие и структура политической системы.

2. Место и роль государства в политической системе.

3. Общественные объединения в политической системе, их понятие и принципы деятельности.

Политическая система - это взятые в единстве и взаимодействии государственные и общественные объединения, иные организации и институты, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, осуществляют политические функции.

Политическая система связана с особой сферой деятельности людей - политикой, которая определяется как область взаимоотношений между социальными группами, коллективами, личностями по поводу формирования и функционирования государственной власти.

Структура политической системы:

1. Институционный компонент. Он включает в себя:

à Собственно политические объединения и организации (государство, политические партии). Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель.

à Несобственно политические объединения (профсоюзные, кооперативные и иные организации). Эти организации возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин.

2. Нормативный компонент выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений. Это те социальные нормы, которые регулируют политическую жизнедеятельность общества. Это следующие нормы:

à Правовые нормы, имеющие политическое содержание. (Конституция РФ, Федеральные законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», нормы Гражданского кодекса: некоммерческие юридические лица, собственность общественных объединений).

à Нормы, создаваемые политическими партиями и общественными организациями. Это нормы «внутреннего» действия - корпоративные нормы. Нормы «внешнего» действия регулируют отношения между организациями, их издавшими. Политические нормы закреплены в уставах, программах и др. актах общественных организаций.

à Политические традиции и обычаи (существование политических оппозиций, наличие многопартийности, принцип разделения властей). Одной из их особенностей является их тесная связь с государством. В них нередко находит свое выражение суть политики государство, которое заинтересовано в их развитии, закреплении, придании им правового характера.

à Нормы морали, нравственности.

3. Коммуникативный компонент. Коммуникативная система устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной системы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию и др.), а также средства массовой информации.

4. Функциональный компонент (политические действия, процессы, практическое осуществление функций политической системы).

5. Идеологический компонент (политическое и правовое сознание, политические теории, идеи, конструкции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: