Лекция 10. Речь и общение

Глоссарий

Агглютинация — создание новых образов на основе «склеива­ния» частей, имеющихся образов и представлений.

Акцентирование - создание новых образов путем подчеркива­ния тех или иных черт.

Воображение - форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Творчество - деятельность человека по созданию новых ориги­нальных значимых ценностей.

Творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.

Вопросы:

1. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности.

2. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения.

3. Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий.

4. Охарактеризуйте способы мышления дедукции и индукции.

5. Распределите виды мышления с точки зрения развития их в зависимости от возраста.

6. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных?

7. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?

8. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?

9. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в Вашей деятельности.

10.В чем заключается связь сновидений с реальностью?

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психичес­кого развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравствен­ные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познава­тельные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Итак, речь - это познавательный пси­хический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык - система условных символов, с помощью которых пере­даются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

В речи выражается психология отдельного человека. Речь являет­ся индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обоб­щает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация — об­щение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — эле­ментов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. существует большое число систем знаков (дорожные, знаки ма­тематики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по воз­можности использования, является система естественного языка (национального по форме - русский, английский и т.д.) языка. Его основными функциями являются:

1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда);

2. общение (коммуникативная функция).

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий го­ловного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой дея­тельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слухо­вому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, об­разующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включа­ющих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.

Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связан­ными со всей деятельностью нервной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: