Глоссарий
Агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.
Акцентирование - создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт.
Воображение - форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
Творчество - деятельность человека по созданию новых оригинальных значимых ценностей.
Творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.
Вопросы:
1. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности.
2. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения.
3. Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий.
4. Охарактеризуйте способы мышления дедукции и индукции.
5. Распределите виды мышления с точки зрения развития их в зависимости от возраста.
|
|
6. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных?
7. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?
8. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?
9. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в Вашей деятельности.
10.В чем заключается связь сновидений с реальностью?
Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируются взгляды, убеждения, интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все познавательные психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Итак, речь - это познавательный психический процесс, который заключается в совокупности произносимых и воспринимаемых человеком звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Язык - система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
В речи выражается психология отдельного человека. Речь является индивидуально своеобразной, в которой выражается психология отдельно взятого человека, а язык один для всех.
Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.
|
|
Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация — общение состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.
Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков — элементов разной сложности (звуков, слогов, слов и предложений) — безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. существует большое число систем знаков (дорожные, знаки математики, химии и т.д.). Наиболее важной и универсальной по возможности использования, является система естественного языка (национального по форме - русский, английский и т.д.) языка. Его основными функциями являются:
1. хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда);
2. общение (коммуникативная функция).
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.
Речевая активность идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующие во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется, одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.
Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы.