1. Содержательность - характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
2. Понятность - обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.
3. Выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
4. Действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.
В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:
1. анализ и синтез звуков;
2. понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.
Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффективной, диалогической и монологической. Она является одной из важнейших форм взаимодействия и общения.
Общение — это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу Действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
|
|
Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Структура общения (по Андреевой):
1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).
2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).
3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):
1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.
2. Что (передается) - сообщение.
3. Как (осуществляется передача) - канал.
4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.
5. С каким результатом передается сообщение —эффективность.
6. Функции общения (по Ланову):
1. Информационно-коммуникативная.
2. Регуляторно-коммуникативная.
3. Аффективно-коммуникативная.
Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.
Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.
Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомима и т.д.)