Свойства речи

1. Содержательность - характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.

2. Понятность - обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.

3. Выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.

4. Действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.

В восприятии речи можно выделить 2 уровня, или две стороны, этого двуединого процесса:

1. анализ и синтез звуков;

2. понимание речи или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.

Речь бывает внешней, внутренней, устной, письменной, аффек­тивной, диалогической и монологической. Она является одной из важ­нейших форм взаимодействия и общения.

Общение — это связь между людьми, в результате которой проис­ходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется по­требность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обменива­ются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целе­сообразную программу Действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне об­щения невозможно формирование личности. Именно в процессе об­щения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убежде­ния.

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение —эффективность.

6. Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формаль­ным называется общение, обусловленное социальными функциями, рег­ламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые ус­тановились между партнерами. Высшие формы неформального обще­ния - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомима и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: