double arrow

Виды органов исполнительной власти

Вопрос о классификации органов исполнительной власти принадлежит к числу актуальных проблем административного права. Он имеет большое научно-познавательное и практическое значение.

Классификация позволяет изучить особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, а также установить закономерности во взаимосвязях отдельных органов, правильно объяснить их.

Классификация органов управления может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности берется в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать в зависимости от территориальных пределов деятельности, то это будет местный орган управления; от характера компетенции – орган общей компетенции; от порядка разрешения подведомственных ему вопросов – коллегиальный орган; от источника финансирования – орган госбюджетного финансирования и т.д.

При классификации органов управления во многих случаях следует не столько руководствоваться наименованием самого органа, сколько исходить из его правового положения, места в общей системе органов управления, специфики его организации и деятельности. Существенным признаком считается тот, который характеризует деятельность данного органа или нескольких органов, выделяет их из числа других органов в особую самостоятельную одноименную группу.

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на республиканские и местные. Республиканскими являются те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию республики. К ним относятся Совет Министров, министерства, государственные комитеты, некоторые иные органы.

Местные органы исполнительной власти охватывают своей деятельностью одну, а иногда несколько административно-территориальных единиц: область, район, город, поселок и т.д. Местные органы, действующие лишь на территории одной административно-территориальной единицы, являются территориальными, а на территории нескольких административно-территориальных единиц – межтерриториальными.

К местным органам исполнительной власти относятся, например, исполнительные комитеты местных Советов депутатов, их отделы и управления, местные администрации, местные органы министерств и госкомитетов.

В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и нижестоящие.

Каждый орган осуществляет свои права и обязанности самостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но в то же время они контролируют их и указывают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами.

В зависимости от объема компетенции органы исполнительной власти делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной компетенции.

Органы исполнительной власти общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или, по крайней мере, многими отраслями управления. Их полномочия гораздо шире полномочий органов управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, и они осуществляют общее руководство и координацию деятельности последних. К органам управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполкомы и местные администрации.

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции участвуют в осуществлении руководства определенной, порученной им отраслью управления. Это – министерства, отделы и управления исполкомов и др. В своей деятельности все они ответственны перед соответствующими органами общей компетенции и им подотчетны.

Органы управления специальной или межотраслевой компетенции осуществляют руководство по вопросам, имеющим общий характер для всех или для многих отраслей. К ним относятся различные комитеты и управления. В компетенцию таких органов входит координирование деятельности министерств, исполкомов и других органов по тем или иным вопросам (в области организации труда, изобретательства и т.д.)

В зависимости от характера компетенции органы управления делятся на органы управления хозяйственным комплексом, органы управления социально-культурным строительством, органы управления в области административно-политической деятельности государства.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на органы коллегиального и органы единоначального управления.

Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы, относящиеся к компетенции такого органа, обсуждаются и решаются на ее заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходим кворум. Обычно в коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов, когда за данное решение проголосовало больше половины присутствующих членов органа. Таким образом, коллегиальность органов управления выражается как в их построении, так и в их деятельности. Она обусловлена объемом их компетенции и широкими задачами руководства. Эти органы, как правило, призваны решать вопросы, касающиеся одновременно многих отраслей государственного управления. К коллегиальным органам относятся, прежде всего, органы общей компетенции (Совет Министров, исполкомы).

Во главе единоначального органа стоит одно лицо – руководитель. Он руководит данным органом, а также осуществляет общее руководство нижестоящими органами исполнительной власти, предприятиями и организациями. Единолично, под свою ответственность, принимает решения, которые обязательны не только для должностных лиц, ответственных за определенный участок работы внутри аппарата данного органа, но и для всех его работников, а также для нижестоящих органов, предприятий и организаций. В руках руководителя единоначального органа управления сосредоточиваются все основные нити руководства.

К органам единоначального управления относятся министерства, отделы и управления исполкомов.

В зависимости от источника финансирования и способа распоряжения имуществом, находящимся в ведении органа, органы исполнительной власти можно подразделить на госбюджетные и хозрасчетные. Первые содержатся за счет бюджета, а вторые – за счет отчислений от подведомственных предприятий.

Все органы исполнительной власти образуют единую систему. Основным принципом построения и функционирования этой системы является централизм, который означает подчинение всех нижестоящих органов вышестоящим, но он сочетается с началами демократического характера. Они проявляются в максимальном учете местных условий и особенностей.

Административно-правовое положение Президента Республики Беларусь

Пост Президента в Беларуси впервые учрежден Конституцией 1994 года. Президент является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

На этот пост может быть избран только гражданин Республики Беларусь в возрасте не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий в республике не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 5 лет путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Президент не может быть депутатом Палаты представителей и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

К исключительной компетенции Президента в сфере исполнительной власти относится:

1) назначение республиканских референдумов;

2) образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента Республики Беларусь;

3) с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

4) определение структуры Правительства Республики Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принятие решения об отставке Правительства или его членов;

5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

6) право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

7) назначение руководителей республиканских органов государственного управления и определение их статуса;

8) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, введение на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

9) право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

10) непосредственное или через создаваемые им органы осуществление контроля за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

11) право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

12) формирование Совета Безопасности Республики Беларусь;

13) назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования Вооруженных Сил Республики Беларусь;

14) введение на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: