Полномочия органов экологического управления
Принимая правовые акты, включающие нормы права о компетенции определенных органов управления, государство тем самым определяет границы действия органов управления в сфере охраны окружающей среды.
Органы государственного управления в сфере охраны окружающей среды могут быть классифицированы по нескольким критериям.
По критерию содержания и объема присущих им властных полномочий данные органы подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены Президент РФ, Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В отдельных работах среди органов общей компетенции упоминается Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов РФ.
Органы общей компетенции выделены в особый вид органов государственной власти потому, что решение вопросов охраны окружающей среды не является их специальной и единственной функцией, а осуществляется наряду с решением иных государственных задач.
|
|
Закон «Об охране окружающей среды» не устанавливает четкого распределения экологических управленческих полномочий между федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ, оставляя детальное распределение таких полномочий другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. Например, распределение полномочий в сфере охраны окружающей среды между представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также возможное наделение экологическими полномочиями специально создаваемых региональных органов оставлено на усмотрение субъектов РФ. Закон лишь определяет перечень вопросов федерального и регионального значения, не исключая при этом возможности взаимного делегирования соответствующих полномочий органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
В настоящий момент на федеральном уровне решение экологических задач осуществляется следующими органами:
1) Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Во-первых, Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, в том числе экологической. В целях ее реализации Президент РФ утверждает по представлению Правительства РФ структуру органов исполнительной власти РФ, в которую входят органы государственной власти, решающие вопросы охраны окружающей среды, а также определяет компетенцию некоторых таких органов и назначает их руководителей.
|
|
Во-вторых, Президент РФ определяет государственную стратегию РФ в области охраны окружающей среды, выступает субъектом законодательной инициативы по экологическим вопросам, подписывает международные документы по вопросам охраны природы и реализации права человека на благоприятную окружающую среду. Президент РФ своими указами разрабатывает механизм имплементации норм по правам человека в национальную правовую систему (фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне).
В-третьих, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам.
2) Задача осуществления мер по обеспечению экологических прав граждан входит в компетенцию Правительства РФ. Свое конституционное закрепление это положение находит в п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которому Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области экологии. Согласно п. «е» указанной статьи Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, куда входит и право на благоприятную окружающую среду.
Указанные полномочия конкретизированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Согласно ст. 18 данного Закона Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.
Для этого Правительство РФ занимается разработкой и реализацией государственных экологических программ, координирует деятельность министерств и ведомств в области охраны окружающей среды, принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
3) Федеральное Собрание РФ, являясь высшим законодательным органом государства, в соответствии с гл. 5 Конституции РФ:
- принимает федеральные законы и постановления по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует контроль за их исполнением;
- образует постоянные комиссии палат по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- устанавливает налоги и сборы за природопользование;
- утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей природной среды;
- ратифицирует международные соглашения (договоры) по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
- организует заслушивание в палатах вопросов о состоянии окружающей природной среды и работе природоохранных ведомств с приглашением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
4) Аналогичные полномочия (вышеуказанных органов) присущи и органам исполнительной власти субъектов РФ в пределах их юрисдикции. Они осуществляют правовое регулирование охраны окружающей среды с учетом специфических социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов и требований Конституции РФ и федеральных законов в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
|
|
- организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- создание и обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов РФ;
- регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
4) Природоохранные полномочия органов местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования и специальными соглашениями совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.
Согласно ст. 7 ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относятся:
Вопросы местного значения городских, сельских поселений:
- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Вопросы местного значения муниципального района:
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Вопросы местного значения городского округа:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Целью экологической деятельности органов местного самоуправления является создание, исходя из конкретных местных условий (исторических, географических, природно-климатических и т. д.), дополнительных гарантий реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Такими гарантиями могут выступать, например, образование особо охраняемых природных территорий местного значения, направление ходатайств в органы государственной власти РФ о придании территории города (района) статуса экологически неблагоприятной территории с выделением соответствующего финансирования для восстановления надлежащего качества окружающей среды, выделением средств местного бюджета на природоохранные нужды и т. д.
|
|
Экологическими проблемами в городских и районных муниципальных образованиях может заниматься либо специальная экологическая служба, входящая в состав местной администрации, либо различные подразделения исполнительного органа, осуществляющие управление в конкретных отраслях муниципального хозяйства и решающие вопросы охраны окружающей среды в комплексе с другими. Возможность создания специальных экологических служб в системе органов местного самоуправления зависит как от экологической обстановки в муниципальном образовании, так и от наличия у соответствующих органов местного самоуправления необходимых финансово-экономических ресурсов.