Полномочия органов общей компетенции

Полномочия органов экологического управления

Принимая правовые акты, включающие нормы права о компетенции определенных органов управления, государство тем самым определяет границы действия органов управления в сфере охраны окружающей среды.

Органы государственного управления в сфере охраны окружающей среды могут быть классифицированы по нескольким критериям.

По кри­терию содержания и объема присущих им властных полномочий данные органы подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены Президент РФ, Правительство РФ, ис­полнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправ­ления. В отдельных работах среди органов общей компетенции упомина­ется Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов РФ.

Органы общей компетенции выделены в особый вид органов государс­твенной власти потому, что решение вопросов охраны окружающей сре­ды не является их специальной и единственной функцией, а осу­ществляется наряду с решением иных государственных задач.

Закон «Об охране окружающей среды» не устанавливает четкого рас­пределения экологических управленческих полномочий между федераль­ными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ, оставляя детальное распределение таких полномо­чий другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. Например, распределение полномочий в сфере охраны окружающей сре­ды между представительными и исполнительными органами государст­венной власти субъектов РФ, а также возможное наделение экологическими полномочиями специально создаваемых региональных органов оставлено на усмотрение субъектов РФ. Закон лишь определяет перечень вопросов федерального и регионального значения, не исключая при этом возможности взаимного делегирования соответствующих полномочий органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

В настоящий момент на федеральном уровне решение экологических задач осуществляется следующими органами:

1) Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Во-первых, Президент РФ определяет основные направления внеш­ней и внутренней политики государства, в том числе экологической. В целях ее реализации Президент РФ утверждает по представлению Пра­вительства РФ структуру органов исполнительной власти РФ, в которую входят органы государственной власти, решающие вопросы охраны ок­ружающей среды, а также определяет компетенцию некоторых таких органов и назначает их руководителей.

Во-вторых, Президент РФ определяет государственную стратегию РФ в области охраны окружающей среды, выступает субъектом законодательной инициативы по экологическим вопросам, подписывает международные документы по вопросам охраны природы и реализации права человека на благоприятную окружающую среду. Президент РФ своими указами разрабатывает механизм имплементации норм по правам человека в на­циональную правовую систему (фактической реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне).

В-третьих, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов ор­ганов исполнительной власти, противоречащих Конституции РФ и феде­ральным законам.

2) Задача осуществления мер по обеспечению экологических прав граж­дан входит в компетенцию Правительства РФ. Свое конституционное закрепление это положение находит в п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которому Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области эколо­гии. Согласно п. «е» указанной статьи Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, куда входит и право на благоприятную окружающую среду.

Указанные полномочия конкретизированы в Федеральном конституцион­ном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Согласно ст. 18 данного Закона Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.

Для этого Правительство РФ занимается разработкой и реализацией государственных экологических программ, координирует деятельность министерств и ведомств в области охраны окружающей среды, принима­ет решения об организации особо охраняемых природных территорий, организует деятельность по охране и рациональному использованию при­родных ресурсов, регулированию природопользования и развитию мине­рально-сырьевой базы РФ, координирует деятель­ность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

3) Федеральное Собрание РФ, являясь высшим за­конодательным органом государства, в соответствии с гл. 5 Конституции РФ:

- принимает федеральные законы и постановления по вопросам природо­пользования и охраны окружающей среды, организует контроль за их ис­полнением;

- образует постоянные комиссии палат по вопросам рационального ис­пользования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- устанавливает налоги и сборы за природопользование;

- утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей природной среды;

- ратифицирует международные соглашения (договоры) по вопросам при­родопользования и охраны окружающей среды;

- организует заслушивание в палатах вопросов о состоянии окружающей природной среды и работе природоохранных ведомств с приглашением руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

4) Аналогичные полномочия (вышеуказанных органов) присущи и органам исполнительной власти субъектов РФ в пределах их юрисдикции. Они осуществляют правовое регулирование охраны окружающей среды с учетом специфических социаль­но-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов и требований Конституции РФ и федеральных законов в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

  • организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • создание и обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;
  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов РФ;
  • регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

4) Природоохранные полномочия органов местного самоуправления пред­ставляют собой определяемую федеральными и региональными закона­ми, уставом муниципального образования и специальными соглашения­ми совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружаю­щей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности.

Согласно ст. 7 ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относятся:

Вопросы местного значения городских, сельских поселений:

  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Вопросы местного значения муниципального района:

  • организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
  • организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;
  • организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вопросы местного значения городского округа:

  • организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
  • организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;
  • организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Целью экологической деятельности органов местного самоуправления является создание, исходя из конкретных местных условий (историче­ских, географических, природно-климатических и т. д.), дополнительных гарантий реализации права человека и гражданина на благоприятную ок­ружающую среду. Такими гарантиями могут выступать, например, обра­зование особо охраняемых природных территорий местного значения, направление ходатайств в органы государственной власти РФ о придании территории города (района) статуса экологически неблагоприятной тер­ритории с выделением соответствующего финансирования для восста­новления надлежащего качества окружающей среды, выделением средств местного бюджета на природоохранные нужды и т. д.

Экологическими проблемами в городских и районных муниципаль­ных образованиях может заниматься либо специальная экологическая служба, входящая в состав местной администрации, либо различные под­разделения исполнительного органа, осуществляющие управление в конкретных отраслях муниципального хозяйства и решающие вопросы охра­ны окружающей среды в комплексе с другими. Воз­можность создания специальных экологических служб в системе органов местного самоуправления зависит как от экологической обстановки в муни­ципальном образовании, так и от наличия у соответствующих органов мест­ного самоуправления необходимых финансово-экономических ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: